Как пользоваться гарантией на товар, объясняет «Потребительский ликбез»

09:05
1327
Как пользоваться гарантией на товар, объясняет «Потребительский ликбез»

Сегодня в материале под рубрикой «Потребительский ликбез» учимся правильно пользоваться гарантийным сроком на товар. Здесь тоже есть свои тонкости. И знать о них надо не только во время покупки того же чайника или другого бытового предмета, но и если товар вам был подарен или… достался в наследство. Например, как машина Сергею Купцову, проживающему в Барсово. Именно от него и поступил первый вопрос:

– Вступаю в права наследования. В наследство мне достался автомобиль, который был приобретён в автосалоне год назад. Гарантийный срок на машину ещё не закончился. Будет ли он действителен после оформления мною необходимых документов?

Специалист отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей комитета экономического развития администрации Сургутского района Елена Пермякова отвечает:

– В преамбуле Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон «О защите прав потребителей») сказано, что потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно разъяснению Верховного суда Российской Федерации, содержащемуся в подпункте «а» пункта 3 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» правами, предоставленными потребителю законом «О защите прав потребителей», пользуется не только гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий товары (работы, услуги), но и гражданин, который использует приобретённые (заказанные) вследствие таких отношений товары (работы, услуги) на законном основании (наследник, а также лицо, которому вещь была отчуждена впоследствии, и т. п.).

Таким образом, потребителем является не только гражданин, который приобрёл автомобиль непосредственно у продавца, но и гражданин, который на законном основании пользуется автомобилем, приобретённым ранее у данного продавца другим гражданином.

На основании вышеизложенного, в случае выявления недостатков в автомобиле новый владелец в период действия гарантийного срока на автомобиль имеет полное право обратиться к продавцу для проведения гарантийного ремонта автомобиля. Данное право установлено пунктом 6 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей», в котором сказано, что в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

* * * * *

От жительницы сельского поселения Локосово Татьяны Кульчицкой поступил следующий вопрос:

– Приобрела кухонный комбайн, срок гарантии – один год. Через неделю в нём выявился недостаток, прибор перестал включаться. Я обратилась к продавцу с требованием заменить мне кухонный комбайн на другой, но получила отказ. Продавец не соглашается с моим требованием, так как считает, что недостаток возник вследствие нарушения мною правил эксплуатации кухонного комбайна. Как доказать, что в поломке кухонного комбайна нет моей вины?

Елена Пермякова отвечает:

– Так как на кухонный комбайн установлен гарантийный срок, недостаток обнаружен в период гарантийного срока, то доказать факт нарушения вами правил эксплуатации кухонного комбайна должен продавец.

В данной ситуации следует руководствоваться пунктом 6 статьи 18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон «О защите прав потребителей»), в котором указано, что в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей» продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатка товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счёт.

Обращаем ваше внимание на то, что если в результате экспертизы товара будет установлено, что его недостатки возникли вследствие обязательств, за которые не отвечает продавец (к примеру, вследствие нарушения потребителем правил эксплуатации товара), потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы.

На основании вышеизложенного вам необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, с чётко сформулированными требованиями, указанными в статье 18 Закона «О защите прав потребителей». К претензии необходимо приложить документы, подтверждающие факт покупки товара. Претензии необходимо вручить продавцу лично (в этом случае на одном экземпляре, который остаётся у вас, продавец должен поставить отметку о принятии) либо, если продавец откажется принимать у вас претензию, направить претензию по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае неудовлетворения требований вы имеете право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав.

Если необходима помощь в составлении письменной претензии, искового заявления, вы можете обратиться к специалисту по защите прав потребителей администрации Сургутского района по адресу: г. Сургут, ул. Бажова, д. 16, каб. 234. 

Материал вышел в газете «Вестник» №43 от 23 октября под заголовком «Гарантийный срок –в наследство».

Полина ЖДАНОВА

ФОТО pixabay.com