Клятва Зинура Хусаинова

12:10
2.15K
Клятва Зинура Хусаинова

23 февраля 1989 года. В небольшой комнатке деревянного общежития семеро мужчин в самом расцвете сил готовятся отметить День Советской армии. На тарелке – ломти хлеба, кругляши колбасы, варёная картошка, ароматная засолка – огурцы с помидорами. В нехитрую сервировку вливаются снятые с антресолей рюмочки: боевые сто граммов ради праздника – святое дело.

Пока те, что помоложе, суетятся у стола, самый старший из них не спускает глаз с пейзажа за окном. В его родной деревне Андагулово, что на границе Татарстана и Башкирии, уже капели звенят, гонят снег с полей, а здесь его вон сколько, чуть ли не в человеческий рост, всё летит, летит. Того и гляди, спрячет редкие чернеющие за окном постройки, ничего не оставит людям...

Не грустно от этой мысли, а задорно становится зрителю, и он резко поворачивается к товарищам:

– Ребята, а давайте клятву дадим, что создадим на этом месте такой город, чтобы люди приезжали к нам, и хотелось им остаться здесь?! Чтобы жили, радовались, трудились, а наше предприятие – чтобы было самым передовым!

Картошка и рюмки уходят на второй план. Центром вселенной для этих семерых в тот вечер становится магнитофон, который на ленту, словно в вечность, пишет: «Клянусь, клянусь...».

Дело было в будущем посёлке Нижнесортымском. Те, кто поклялись ему служить, скоро станут его первыми лицами и руководителями одного из крупнейших нефтегазодобывающих управлений в России – «Нижнесортымскнефть». Во главе единомышленников и тогда, и навечно – первый начальник НГДУ Зинур Мирсалихянович Хусаинов.

Вера в Нижнесортымский

Хусаинов приехал в Западную Сибирь зрелым человеком и опытным нефтяником. За плечами 25 лет работы в нефтепромысле, путь от рядового слесаря до руководителя нефтяного предприятия – до отъезда на Север он возглавлял НГДУ «Ижевскнефть». Казалось бы, жизнь и работа отлажены, в чём смысл начинать всё с нуля на новом месте?

– Принять это приглашение – в стиле Зинура Мирсалихяновича! Вся его жизнь была такой: придёт на предприятие, в своей зоне ответственности всё наладит и вперёд, на новую ступеньку, где ещё нужны его опыт, знания, мастерство. Ничего не боялся! Он преуспел на разработке мес­торождений в Башкирии, Оренбуржье, Татарстане, Удмуртии, – рассказывает соратник Хусаинова, заместитель начальника НГДУ «Нижнесортымскнефть» Фирдавис Халимов.

Но одно дело – обжитые регионы Поволжья, другое – дикая сибирская тайга. Фирдавис Гарифович вспоминает, что, когда в начале 1989 года приехал сюда вслед за руководителем из Ижевска, испытал шок: прямо посреди леса и болот – контора НГДУ, два общежития, столовая, баня и прачечная. Чуть поодаль строились магазин и два дома. Всё! Людей – раз-два и обчёлся. Единственное, что выдавало бурную жизнь, которая на самом деле кипела в этом крае, – гул промыслов.

– У него была такая вера в Нижнесортымский! Зинур Мирсалихянович с таким упоением рассказывал о перспективах, что я решил остаться. Плюс, я знал его как руководителя. Знал, что если он загорелся чем-то, то гору сдвинет, – делится Фирдавис Халимов. Кстати, он тоже был в той великолепной семёрке, чья клятва вдохнула жизнь в Сортым.

В этот же год рабочий посёлок превратится в ударную жилищную стройку. Коллектив НГДУ «Нижнесортымскнефть» из первоначальных десяти человек дорастёт до 586 (сейчас здесь трудится более семи тысяч сотрудников). К концу 1989-го предприятие добудет первые 1,9 млн тонн нефти. В 1991-м добыча достигнет трёх миллионов в год, а сам Нижнесортымский станет самостоятельным сельским поселением. Здесь появится всё, что нужно человеку для жизни: больница, детский сад, школа, учреждения культуры, магазины. И жильё – с подачи Зинура Мирсалихяновича с самого начала строили только капитальные дома. Он не сомневался: городу – быть, саду – цвесть.

Решать проблемы, помогая

Со стороны казалось, что у Хусаинова и его команды всё выходит легко. Богатейшие недра определяли высокие позиции управления по Сургутнефтегазу. Однако без проблем не обходилось.

Северные месторождения НГДУ «Нижнесортымскнефть» пролегают по хантыйским угодьям. Стало быть, чтобы приступить к добыче, сперва нужно было договориться с коренными жителями. Первые законы, регулирующие взаимоотношения аборигенов и недропользователей, были приняты в России в начале 1990-х. До этого всё сотрудничество – на честном слове начальника управления перед общиной.

Ханты, жившие в окрестностях Нижнесортымского, не горели желанием пускать к себе нефтяников. Зинура Хусаинова это не смутило. Он завёл личные знакомства с главами семейств, с коллегами из объединения ездил к ним на стойбища, много беседовал, доносил, что и им будет польза от соседства с промыслами. И убедил хозяев леса. Сошлись на строительстве дорог и особых условиях разработки.

Интересно, что не только ханты пустили Хусаинова в свой мир. Осознанно или нет, но и он взял этих простых лесных жителей под свою личную ответственность.

– Я всегда удивлялся его терпению. Представьте: приедут ханты, забьются в его кабинет – человек тридцать – с жёнами, детьми. Кому что, у всех свои проблемы, начиная бытовыми, заканчивая деловыми. Он всех выслушает, придумает, как помочь. Если разговор о добыче, обязательно отыщется компромисс. И общался он с ними по-простому, по-соседски, на ты и всегда с неподдельной добротой, – вспоминает Фирдавис Халимов.

Впрочем, не только ханты – любой сортымчанин мог обратиться к начальнику НГДУ. Не оставались без внимания личные проблемы земляков, а уж если дело касалось того, чтобы сделать хорошо для всего посёлка – тем паче.

– В конце 1990-х Зинур Мирсалихянович помог нам организовать тренажёрный зал, – рассказывает директор КДЦ «Кристалл» Павел Вергун, который во времена трудовой деятельности Хусаинова руководил культурно-спортивным оздоровительным комплексом. – Не заладилось у нас дело с бассейном тогда – очень тёмной была вода. Чтоб не пропадало помещение, возникла мысль, не установить ли там тренажёры? Обратились к нему, он поставил вопрос в объединении, и нам выделили шестьсот тысяч рублей. И сейчас большие деньги, а тогда их хватило на пятнадцать тренажёров! Большой получился зал.

Хаджи, учёный, созидатель

В чём первый начальник Нижнесортымского НГДУ был принципиален, так это в том, что нельзя вести добычу на территориях, которые считаются у ханты священными. Сам глубоко верующий мусульманин, хаджи, он с большим уважением относился к другим религиям. И мечеть, и православный храм в Нижнесортымском появились при его поддержке.

При этом Хусаинов был учёным и изобретателем, доктором технических наук, академиком Международной Академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, профессором. На его счету ряд научных патентов, часть разработок была внедрена именно на Севере. Например, он ввёл на месторождениях Нижнесортымскнефти практику рекультивации шламовых амбаров, предназначенных для размещения отходов бурения. Встретятся ивняк или берёзовая роща посреди тайги на месте бывшего шламового амбара – знайте, созидательная рука неф­тяников прикоснулась к этому месту.

Курай для бабая

В 2005 году Зинура Хусаинова не стало. В честь градостроителя в Нижнесортымском назвали одну из центральных улиц. По ней Зинур Мирсалихянович каждый день ходил на работу, здесь же земляки установили ему мемориальный бюст. Имя первого начальника НГДУ носит городская мечеть, а ещё в нескольких километрах от посёлка есть озеро – тоже Хусаинова. Однако главную память, конечно же, хранят не объекты топонимики, а сердца земляков.

– Вы рассказываете своим молодым коллегам, кем был Зинур Хусаинов? – спрашиваю я у зам­начальника НГДУ Фирдависа Халимова.

– Да мы их воспитываем с его именем на устах! Проштрафившимся сотрудникам говорим: «Бабай (с татар. «дед, старейшина» – авт.) сказал бы, что так нельзя делать: работать надо культурно, аккуратно и хорошо». И я, и другие руководители, и наш начальник Сергей Александрович Слюсаренко. Он при Хусаинове молодым специалистом начинал, а вырос до начальника промысла. Впитал эти ценности сам и передаёт другим, – делится соратник легендарного нефтяника. – У нас в посёлке есть замечательная традиция. Каждый год 25 апреля – на день рождения Зинура Мирсалихяновича – мы собираемся у его мемориала и поминаем его. Вы не представляете, сколько людей приходит! И сотрудники НГДУ, и просто жители. На целый день выставляем почётный караул, музыканты на кураях (башкирский духовой музыкальный инструмент – ред.) исполняют национальные мотивы. Он так много всем нам хорошего сделал! Мы тоже хотим, чтобы ему было хорошо.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

​Анастасия ТАРАСОВА ФОТО из архива НГДУ «Нижнесортымскнефть» ПАО «Сургутнефтегаз»
Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации