Карманные деньги ребёнку, или как я «попал» на 44 тысячи

15:30
1.55K
Карманные деньги ребёнку, или как я «попал» на 44 тысячи

Николай ЕПИФАНОВ, журналист, г. Сургут

– Эта заметка — реакция на статью «Карманные расходы детям — когда и сколько?».

Мой средний ребёнок в школе учился так себе. У нас с супругой времени на уроки практически никогда не хватало, а бабушка, хоть и старалась, но до хороших отметок внука всё же не дотягивала. Итог — девять классов практически целиком на тройки. Результат, как сами подростки говорят, «стрёмный».
Смысла с такими оценками идти в десятый класс не было, и с горем пополам мы поступили в колледж. Причём, поскольку специальность выбрали ходовую — ремонт и обслуживание автомобилей — с довольно высоким проходным баллом, для зачисления пришлось пообщаться с руководством учебного заведения. Как там Алла Борисовна пела: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей...».
В общем, пацана зачислили, я же взял с него обещание учиться на «4» и «5». Стыдно, говорю, чтобы мне за тебя не было.
Первые полтора месяца учёбы на вопросы «как успехи?» ответ чеканился как под копирку: всё, мол, хорошо. Ну, хорошо и хорошо; верю, дневник не спрашиваю. И тут, уже во второй половине октября, супруга выдаёт — учащийся-то наш двойку принёс, очередную.
Вечером зову на разбор полётов. Как же так, говорю, ты же... мне же... а тут... Ну, и дальше, со всем набором наиболее подходящих эпитетов.
В общем, пар выпустил взамен на очередное обещание взяться за ум. Однако жизненный опыт в связке с любовью работать на результат, а не на процесс, подсказывал: не поможет. Так что уже через неделю посадил обоих — супругу и ученика — за стол переговоров.
— Значит, — говорю, — предлагаю сделку. Если годовые будут все пятёрки, плачу пятьдесят пять тысяч рублей. Если хоть одна четвёрка, но без троек, банкую 44 тысячи. Ну, а ежели хотя бы один трояк за годовые, то не обессудь, — прищуриваюсь на ученика, — ты мне заплатишь тринадцать тысяч целковых.
И молча слушаю, как мысль, наполняя воздух совершеннейшим удивлением, переваривается. Почему именно такие премиальные, никто спрашивать не стал, да я внятно и не ответил бы, кроме того, что продолжаю верить в определённую магию чисел.
В общем, ударили мы по рукам. Ещё раз отмечу — было это где-то к 20-м числам октября. Трояки же сыпались, как из рога изобилия, и до нового года, и после него, и совсем после него. Так что мы с супругой уже потирали руки в предвкушении тех тринадцати тысяч рублей, которые ученик по окончании года нам, согласно достигнутому джентльменскому соглашению, принесёт. Где бы он их взял, мы совершенно не волновались, поскольку уже два года — когда по вечерам, а когда на выходных — наш ученик работал то у старшего брата в гараже, то расклеивал объявления по подъездам. Так что о воровстве и прочем криминале речь точно не шла.
И вот — экзамены. Я не лезу, вопросов не задаю. Но вижу, что по вечерам сидит за книгами, тетрадями, конспектами. Итог удивил меня, а из супруги и вовсе выдавил пару слезинок.
Ни одной годовой тройки. А по физике и вовсе — пятёрка. По физике. Пятёрка.
Вот такой эксперимент. Так что вместо заработка в тринадцать тысяч придётся раскошеливаться.
Кто-то говорит, что давать ребёнку деньги за учёбу — не лучшее решение. Не спорю. Более того, оценка, по моему глубокому убеждению, не должна быть самоцелью ни у ученика, ни, тем более, у родителя. Едва ли я когда-нибудь пойму мам и пап, которые ради хороших оценок выворачивают из чада душу наизнанку; ничем хорошим, кроме отвращения к знаниям, оценкам и даже родителям, такой подход не закончится. Вместе с тем, оценка — это лакмус.
Моя младшая дочь не очень любит математику. И только ценой довольно серьёзных усилий нам удалось подтянуть её знания по «королеве наук». Однако, научившись понимать логику тех же уравнений, ребёнок тут и там продолжает делать ошибки в оформлении решения. Естественно, за это учитель справедливо снижает оценку. Но что здесь важнее: логика и умение мыслить вообще или сухая оценка? Ответ очевиден. Мышление, уж коль скоро оно у ребёнка будет развито, в жизни обязательно пригодится, тогда как четвёрка за неверное оформление — не более чем крохотный эпизод, который, если на нём не заострять внимание, забудется без последствий.
Решение заплатить за хорошие результаты учащегося было для меня попыткой стимулировать человека подтянуть учёбу. Признаюсь, я почти не верил в успех этой затеи. Но ведь сработало. Без нравоучений, фразочек «а вот мы в своё время...» и прочей так любимой нами, взрослыми, лабуды, которой мы без устали грешим, не добиваясь, впрочем, почти никогда результата.
Является ли это решение универсальным и, соответственно, можно ли его масштабировать? Не знаю. Думаю, что нет. Тут главное понять, что зацепит, что даст этот самый, требуемый, результат. Вместе с тем, сторониться денег в вопросах стимулирования учащегося, как чёрт от ладана, — очевидная крайность.
Я против карманных денег просто по принципу «лишь бы были». Финансовая грамотность — штука нужная, но ничто так не закаляет это знание, как копейка, заработанная своим трудом. А труд у ученика какой? — верно: тут с Ильчём не поспоришь.
Моё собственное детство было небогатым. Родители давали деньги почти исключительно на обеды в столовой, а за желание купить очередной баскетбольный мяч или теннисную ракетку было даже как-то... неловко, что ли. Но очередные мячи, как и ракетки, я всё же покупал, зарабатывая на своих одноклассниках. Кому писал сочинение, кому решал задачу-две на контрольной (да-да, тогда тотального присмотра за нами не было). Это были копейки, но за месяц-другой такого «труда» я мог скопить на какую-нибудь, по сегодняшним меркам, мелочь, чтобы приобрести её на свои, кровно заработанные.
Потом уже, учась в техникуме, я помогал отцу, который занимался профессиональным ловом рыбы. Работа была нехитрая (вымыть лодку, постирать сети, что-то принести-отнести, что-то поохранять), но, опять же, это был заработок, не карманные деньги просто от родителя за то, что ты просто его ребёнок. В этом, на мой взгляд, и есть лучшая финансовая школа, какую только может себе позволить родитель.
Комментарии для сайта Cackle