В Лянторе отпраздновали День российского казачества

В Лянторе отпраздновали День российского казачества

Отзвенел шашками, залихватски отпел, отгулял 23 и 24 ноября День российского казачества в Лянторе. Изначально заявленный как районный, праздник вполне оправдал свой масштаб. Более того, кроме казаков Сургутского района, на сход прибыли сослуживцы из других городов – Сургута, Ханты-Мансийска, ещё более морозного Надыма и Ставрополя.

Да, столб на распутье – это так по-народному, по-казачьи! Древко с указателями в разные стороны встречало всяк ступившего во двор центра гражданско-патриотического воспитания молодежи «Пересвет». Быть может, так же удивлён был и Илья Муромец у известного камня. Помните: «Направу ехати – женату быти; налеву ехати – богату быти, как пряму ехати – живу не бывати»?

Благо, в этот раз выбор предстоял не такой судьбоносный. Каждая стрелка сулила только приятное: «Хорошее настроение», «Фото», «Праздник», казачьи забавы... Любо, братцы, любо!

«Лянторский» встречает

Переливы казачьих напевов – не фонограмма, а живые, в исполнении артистов из Лянтора и Сургута – с порога выполняют первое обещание: создают настроение. Тепло принимает гостей – официальных лиц, горожан и, конечно, боевых товарищей – хуторское казачье общество «Лянторский», входящее в состав казачьего общества «Станица Сургутская». Местные казаки заявили о себе несколько лет назад. Занялись общественной работой: составили костяк доб­ровольной народной дружины, затем вошли в состав городской межведомственной комиссии по борьбе с экстремизмом. А ещё решили послужить Родине, воспитывая детей в духе патриотизма: педколлектив местной воскресной школы пополнился статными мужчинами в форме.

– В истории Российского государства особое место занимает патриотическое, православное движение настоящих казаков-мужчин, настоящих казачек-женщин. Я искренне верю в то, что открытие кадетских классов в школах Сургутского района будет продолжаться, и дети, которых питают традиции веры и защиты своего Отечества, будут расти на вашем примере, – подчеркнула значимость общественной деятельности казаков заместитель главы Сургутского района Татьяна Османкина во время торжественного открытия праздника.

Но кроме всего прочего, радеют казаки о сохранении и передаче своих традиций. А потому сегодня – работу в сторону. Хуторяне поведают, чем живут.

Военные люди

Маловероятно, что когда-нибудь кому-то из них придётся нестись в бой с шашкой наголо. Но мастерски владеть исконным оружием для современного казака так же почётно, как и во времена пращуров. А потому старший урядник Виктор Седегов, не щадя, рубит лозу – только щепки летят! Задача непростая: искрошить палку так, чтобы водружённая на её верхушку кубанка подпрыгивала и вновь садилась на место.

– Так отрабатываются точность, чёткость, правильность удара. Нужно выбирать правильный угол, – раскрывает казак главный секрет. – Казаки всегда выбирали такой угол, чтобы нанести наибольший урон противнику.

А в это время красавицы-казачки... собирают автомат Калашникова. Это хоть и не аутентичное оружие, но, как отмечает одна из девушек, Галина Новопашина, лишним такое умение не будет. Рады себя попробовать в обращении с автоматом и дети. Но, хоть в деле и муляж, разрешается с ним повозиться далеко не всем. У младших казачат свои развлечения, такие же, как и у станичной детворы 100 и 200 лет назад: бой мешками, перетягивание палки и тому подобные.

– Когда казаки взращивались, у них военная подготовка шла в игровой форме. Все элементы обрамлялись в игру – на быстроту реакции, резкость, концентрацию. Тем самым ребёнок с самого начала тренировался и рос. А оружие им выдавалось чуть позже, – делится премуд­ростями воспитания казаков атаман хутора «Лянторского» Яков Рязанцев.

Впрочем, и далёких от казачьего уклада жизни гостей манил боевой арсенал. Надолго задерживаются около экспозиции оружия представители администраций – района и города. Большие и малые шашки, двухпудовая булава, а ещё разнокалиберные нагайки, собственноручно плетеные уже знакомым нам Виктором Седеговым, – на мирно покоящееся оружие и впрямь сложно налюбоваться. Казачья поэзия.

Напоследок казаки просят передать нагайку в подарок главе Сургутского района Андрею Трубецкому: мол, у каждого атамана такая должна быть. И в шутку добавляют: «Использовать только в крайних случаях – к особо провинившимся подчинённым».

Культурный код

Самый верный способ передать традицию, говорят казаки, – живое общение. Но там, где речь идёт об осмыслении большого пласта народного опыта, нет ничего надежнее книги. Родовой казак из Ставрополя Егор Сирков никогда не думал, что станет писателем. А собирая историю казаков в беседах со стариками, однажды осознал: только печатное слово не даст расплескать эту муд­рость. Три года жизни вылились в «Казачью науку», – как говорит сам автор, духовно-философский трактат о мировоззрении казачества, душе и вере.

Нет, ничего не изменилось. Как и столетия назад, сегодня казаки – это не просто служивые люди, а глубоко верующие православные воины. Там, где заканчивается ратная служба, для них начинается внутренняя борьба со своими страстями и грехами. О работе души пишет Егор Сирков.

Во второй книге казачьего писателя под названием «Рай под тенью сабель» эта тема развивается самым необычным образом. Он припоминает старинные сказки и расшифровывает их. Каждый сюжет символизирует противостояние порокам.

– Всегда в сказке есть душа, за которую происходит сражение. Это какая-то девушка, ради которой герой идёт на смерть: царевна, девица Василиса Премудрая или Прекрасная. И если не победить нечисть, то её не спасти. Так и каждый человек обязан перед Всевышним победить зло внутри себя, чтобы спасти свою душу, – заключает Егор Сирков.

Вот он, пожалуй, лучший способ доступно рассказать о вере детям! Казаки пользуются, и я буду.

Кстати, в вопросах родительства у станичников можно поучиться не только ранней физической подготовке отпрысков. Беру на заметку размышления инструктора Павла Ерохина из Надыма, который приехал рассказать о системе «Сибирский казак». Целый комплекс семейных практик, пришедших из глубины веков, отвечает и на вопросы современных мам и пап. Например, как вернуть ребёнка из «смартфонного» мира?

– Вот сейчас драться нельзя, на дерево лезть нельзя, это запрещают, то не разрешают. Ребёнок уходит туда, куда можно. Он уходит в телефон играть, потому что там можно бегать, прыгать, там нет запретов. Разрешите ему жить в реальном мире, делать то, что положено детям.

– А если ребёнок ничем не увлекается, ничего не хочет?

– Ребёнок растёт без желаний, если родители все его желания до этого предугадывали. Он просто не умеет их испытывать. Он ни к чему не стремится. Зачем, если всё и так дадут? А не дадут, значит, не я мало сделал, а мир плохой, думает он. Это очень тяжело, поэтому лучше не доводить до этого.

Завершается встреча казаков старинным обычаем – казачьим кругом. Некогда на таком решались насущные проблемы общины. А нынче он – возможность ощутить бесценное чувство плеча, без которого нет этого большого российского братства. Чувствуется в этих, словно сошедших с иллюстрации старой книги воинах, будущее. Илья Муромец бы точно оценил!

Анастасия ТАРАСОВА
ФОТО автора
11:10
214