Сургутский район удивил Петра Алешковского

07:40
5.56K
Сургутский район удивил Петра Алешковского

Читатели Сургутского района смогли лично задать свои вопросы известному российскому писателю, теле- и радиоведущему, журналисту, историку, археологу Петру Алешковскому. С 5 по 7 октября он посетил несколько поселений в рамках библиотечного проекта «Национальная палитра». Автор также представил читателям свой роман «Секретики».

О творческом пути и планах на будущее Пётр Алешковский рассказал в интервью «Вестнику».

Ведущая:

- Известные, популярные авторы самых разных литературных жанров в гости к нам. Жители даже отдалённых поселений Сургутского района могут лично задать вопрос любимому писателю. Это «Район в деталях». Я – Екатерина Швидкая, здравствуйте.

По приглашению Сургутской районной централизованной библиотечной системы известный российский писатель Пётр Алешковский участвует в проекте «Национальная палитра». Он ответил на вопросы читателей Сургутского района онлайн и лично встретился с жителями Солнечного, Барсово и Русскинской.

Татьяна ГОРБУНОВА, заведующий сектором краеведческой литературы и библиографии Центральной районной библиотеки им. Г.А. Пирожникова:

- Изначально он задумывался как пополнение фонда книг на национальных языках, потому что у нас в Сургутском районе проживают более ста национальностей и народностей. А в деле сохранения традиций, сохранения языка библиотеки могут сыграть большую роль. В 2019 году мы уже провели «Лагерь под одним небом». Это была пилотная площадка в Солнечной модельной библиотеке, где в течение смены ребята изучали традиции, языки, отдельные слова разных народов, играли в национальные игры. То есть приобщались к культуре одного народа. С каждым годом проект набирал всё больше и больше мероприятий. Сейчас уже в рамках проекта мы встречаемся с писателями. Гостями нашего проекта и наших библиотек уже стали такие российские авторы, как Мария Мартиросова, в прошлом году мы с Германом Садулаевым проводили онлайн-встречу, потому что были некоторые ограничения, Жанар Кусаинова к нам приезжала, в этом году гостем наших библиотек стал Пётр Маркович Алешковский.

Ведущая:

- Сегодня известный российский писатель Петр Алешковский в студии «Вестника». Пётр Маркович, здравствуйте.

Пётр АЛЕШКОВСКИЙ, российский писатель, г. Москва:

- Здравствуйте.

Ведущая:

- Вы впервые в Сургутском районе? 

Пётр АЛЕШКОВСКИЙ, российский писатель, г. Москва:

- К несчастью, да. 

Ведущая:

- Почему к несчастью? 

Пётр АЛЕШКОВСКИЙ, российский писатель, г. Москва:

- К несчастью, потому что я хотел бы появиться здесь пораньше. Когда у меня были бы другие ноги и другие силы. И желательно где-нибудь в раннем сентябре, чтобы можно было куда-нибудь вылезти на природу и рыбки половить. 

Ведущая:

- Ну и какие Ваши первые впечатления?

Пётр АЛЕШКОВСКИЙ, российский писатель, г. Москва:

- Мой ближайший друг, недавно покойный здесь работал, в этих местах – в Ханты-Мансийске, в Сургуте. В глуши, конечно. Он тряс землю, геолог был. И он всегда как-то, ну, по молодости, наверное, рассказывал, что это здорово. Поэтому я в это «здорово» окунулся, но к сожалению, природы не вижу. А люди везде одинаковые. И очень хорошо, что ваша администрация даёт деньги на закупку книг. Я знаю места, где прекращено закупать книги в библиотеках уже там, скажем, десять лет. Важно, чтобы люди держали книгу в руке и читали текст. Это потихоньку уходит, по-моему. И это печально, на мой взгляд. 

Ведущая:

- А вот такие проекты, как «Национальная палитра» в Сургутском районе, я так понимаю, что во многих других регионах, наверняка и не поддерживаются, если Вы говорите, даже книги не покупают? 

Пётр АЛЕШКОВСКИЙ, российский писатель, г. Москва:

- Очень важно, чтобы ваши начальники администраторы понимали, что не жалко тратить деньги для того, чтобы люди приезжали и общались с людьми. Потому что люди часто чувствуют себя оставленными. Я это видел и в Мурманске, на границе с Норвегией, казалось бы, да. Вот эта поддержка необходима, понимаете. И у людей досуг, сейчас в основном, конечно же, это интернет, сериал или кино, не важно. И книжка, книжка она по-другому структурирует мозги. Это доказано, это известно, это понятно. Вот это важно, мне кажется. И поэтому я, например, готов лезть в любые дебри, чтобы общаться с людьми и рассказывать им о том, что стоит почитать.

Ведущая:

- И немного о личном, если позволите, конечно.

Пётр АЛЕШКОВСКИЙ, российский писатель, г. Москва:

- Да.

Ведущая:

- История – ваша семейная профессия, можно так сказать. Ваши родители - археологи, супруга – преподаватель истории.

Пётр АЛЕШКОВСКИЙ, российский писатель, г. Москва:

- Уже нет. Вот только что закончила. 43 года.

Ведущая:

- Бабушка и дедушка – искусствоведы, это тоже к истории отношение имеет прямое практически. Вы тоже пошли по стопам родителей.

Пётр АЛЕШКОВСКИЙ, российский писатель, г. Москва:

- Да. Изначально.

Ведущая:

- В середине жизни, в 40 лет резко свернули.

Пётр АЛЕШКОВСКИЙ, российский писатель, г. Москва:

- Наверное, пораньше. Мне кажется, что это было раньше, но не важно. Значит, да, это нормально. Понимаете, в чём дело? Археолог раскапывает землю и ищет артефакты. Они очень редко как-то выводят на человека. Классическая археология – это сопоставление схем. Вот бусы и, скажем, заклёпки и наконечники стрел такого типа встречаются в одно время, благодаря этому мы можем датировать погребение и так далее, и так далее. Мне всегда это было не интересно, честно говоря. В какой-то момент мне стало казаться, что я этих людей вижу живыми. Я фантазировал и понял, что мой удел писать книжки, и я стал писать книжки, и всегда старался, чтобы одна книжка была не похода на другую. Вот у меня была книжка «Крепость» - это роман типа триллера, если хотите, современный.

Ведущая:

- Это о взаимоотношениях власти и археолога?

Пётр АЛЕШКОВСКИЙ, российский писатель, г. Москва:

- Власти, археолога, культуры.

Ведущая:

- Это крик души археолога, получается?

Пётр АЛЕШКОВСКИЙ, российский писатель, г. Москва:

- На мой взгляд, да, конечно. И вообще русского человека, сегодня живущего, и не обязательно русского, живущего на наших пространствах. И не только на наших пространствах, потому что я работал на реставрации и знаю, что многие культурные администраторы, мечтая создать такой люля-памятник, или гуляй-памятник, или какой угодно памятник, вылизывают крепостные стены, делают красоту. У нас был ВПНРК – всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат. А сегодня букву «Н» стараются выкинуть, и «бабки, бабки», давайте распилим, быстро всё сделаем. И в результате Новгородский кремль, который XV века, почти лишён кирпичей XV века, потому что их заменили на современные. А выглядит он как конфета уже. Или Московский Кремль. Да, это «сердце Родины моей», «Утро красит нежным светом»… Всё понятно, но посмотрите на стены Московского Кремля.

Ведущая:

- Новодел…

Пётр АЛЕШКОВСКИЙ, российский писатель, г. Москва:

- Это абсолютный новодел. При этом денег в смету вбухано, я вас уверяю, совсем не мало. Поэтому моё дело – говорить о том, что всё-таки нужно букву «Н» никогда не выкидывать. Мы живём за счёт этой буквы «Н». И электрокары, и борьба с пандемией – всё это «Н» в первую очередь. А если перейти вот к этой книжке, «Секретики» она называется, вот она такая, нарисованы дети, которые снежную бабу лепят. Никаких детей, лепящих снежную бабу, там нет.

Ведущая:

- А о чём она?

Пётр АЛЕШКОВСКИЙ, российский писатель, г. Москва:

- Она о детстве. Это в общем, если хотите, мемуары, написанные, как художественное произведение. Ну, такая была задача. Значит, она делится на две части, первая часть – это до школы, а вторая - это первые классы школы. Я бы дал им подзаголовок «Рай» и «Ад», но это было бы не совсем верно, вместе с тем, безусловно, верно. Рецензирующие эту книгу всё время пишут паточные слова о том, как замечательно, сладко, мёд, такое удачное детство в интеллигентной семье, дедушка – искусствовед, бабушка работает в Третьяковке, родился в Третьяковской галерее мальчик. Воспитывался котом, ну, это, правда, так было по рассказам. Кот сидел в коляске, она стояла во дворе, и когда я описывался, кот вылезал и мяукал. И звонили, говорили, переоденьте ребёнка. Есть, чем гордиться. Это прямая связь с коллекцией Третьяковской галереи, как вы понимаете. Дело в том, что вот эти вопли о том, что Советский Союз – это супер, это обычно, дети, которые не захватили Советский Союз, сегодня уже не дети. Или чуть-чуть захватили и помнят тот рай, который у всех в детстве бывает. На самом деле идеологический прессинг был жуткий. Вот об этом книга и о том, как тяжело давалось выживать в то время. Поколения не похожи на поколения – это всегда. Посмотрите на наших детей или на наших внуков, которые, о, ужас, стоят у окошка и пальцем что-то так делают у стекла. Выясняется, что они пытаются (два года!) приблизить ворону, которая сидит на дереве, да. Я когда это понял, я испытал и до сих пор испытываю шок. А что такого шокирующего? Она уже в телефон гоняет. Ничего хорошего в этом нет, но нет и ничего плохого, потому что ей жить в цифровую эру. А мне – необязательно. 

Ведущая:

- Пётр Маркович, если ещё говорить о книгах, Югра, как территория, Вам интересна как историку или как писателю, учитывая то, что в 1988 году вышла Ваша книга «Как новгородцы…»?

Пётр АЛЕШКОВСКИЙ, российский писатель, г. Москва:

- Знаете что, мне уже задавали этот вопрос. Я на него отвечу честно. Вы не Югра с точки зрения новгородцев. Значит, дальше Вятки, похоже, они, если и ходили, то это такая легенда в 1195 (кажется) году Гюрята Рогович, записано в летописи, ходил в Югру. И нашёл рай земной, попавши в горы. Общались с людьми, которые по-нашему говорить не могут, а что-то типа лают, им суешь железо, а они дают тебе меха. Понятно, что это меновая торговля. Горы, по всей видимости, какие-то предгорья Урала. Хотя есть и другие горы ближе. Но это ни в коем случае ни Ханты-Мансийск и не Тюмень. Вот забудьте. 

Ведущая:

- Не про нас книжка?

Пётр АЛЕШКОВСКИЙ, российский писатель, г. Москва:

- Вопрос не в этом. Вопрос в том, если вы называетесь Югрой, ну и замечательно, а почему нет? Значит, это даёт вам ощущение близости, ну или, как бы вы ставите точку или подчёркиваете, что вы как-то связаны с коренным населением. Это очень важно. И вот тут, исходя из программы, которая направлена на общение с коренным населением, и по которой я сюда приехал, эта проблема очень и очень болезненная, очень сложная. Поддерживать КМНС необходимо обязательно. Но перевоспитывать КМНС, то, что делала советская власть, нужно очень тонко, очень умело, чтобы сохранить их идентичность. 

Ведущая:

- Скажите, на телеканале «Культура» и радио «Культура», где Вы ведущий, там есть цензура? Или там Вы там говорите всё, что хотите?

Пётр АЛЕШКОВСКИЙ, российский писатель, г. Москва:

- Там есть цензура. Конечно, есть цензура. Но про книжки, про книжки меня никто никогда не дёргал. Но я знаю, что меня, в общем, давят оттуда. И, я думаю, что долго там проработать не смогу. Сегодня политизированная наука куда важнее, как мне кажется, и это большая беда. 

Ведущая:

- Сегодня повышается интерес к истории, именно, когда снимаются большие фильмы исторические, сериалы снимаются. Но критики находят много именно исторических ошибок в этих фильмах и сериалах, обвиняя в фальсификации истории. Вот, по Вашему мнению, насколько оправдана такая авторская подача исторических фактов, жонглирование этих фактов? Или же это опасно?

Пётр АЛЕШКОВСКИЙ, российский писатель, г. Москва:

- Мне кажется, что это не честно, опасно, позорно. Ну вот смотрите, есть книжка «Обитель» Прилепина про Соловки, на которых Прилепин был раза два, есть книжка Гузели Яхиной про тот же Гулаг и книжка Ремезова, про которого я упоминал, «Вечная мерзлота». Все три об одном и том же времени, скажем, так. Но в книжке Прилепина откровенно прокламирующая идею о том, что Гулаг лечит, а не калечит. Что неправда. И что сначала были тёплые времена. Но мы с начала 18 века знаем расстрелы. 

Ведущая:

- Подмена понятий?

Пётр АЛЕШКОВСКИЙ, российский писатель, г. Москва:

- Да, подмена понятий, абсолютная, да. Значит, Гузель Яхина рассказывает нам о том, как мужик с бабой рубят берёзу, добывают дрова в лесу. Берёт мужик топор и начинает рубить берёзу на чурбаки. Это бред полный, спросите у любого мужика на улице, как он заготавливал дрова. Он бы взял пилу, знаете, вот приблизительно с такой достоверностью написана вся книга Гузели Яхиной. Но публика это дело глотает с удовольствием. Потому что это женский роман. Потому что главный вывод книги в том, что адское снохачество, в которое она попадает – это фигня, а вот в Гулаге она находит счастье, значит, выйдя замуж за этого самого, значит, вертухая. Очень важно понять, что очень многие сегодня стали писать книги, как сценарии: покидали, значит, косточки и сложили вот историю. Ну, немножко еще в Википедии там посмотрели, почитали. 

Ведущая:

- Это общая безграмотность или намеренное искажение нашей истории?

Пётр АЛЕШКОВСКИЙ, российский писатель, г. Москва:

- Это журналистский бандитизм, я считаю. Потому что большая часть журналистов, простите меня, тоже не образована и не стремится к образованию. А когда встречаешь настоящего журналиста, то снимаешь шляпу, потому что это великая профессия. Это честность. Это стремление к правде, вопреки всему. Потому что лечит только правда. А обман, придуманная история, она калечит, она загоняет боль вглубь. 

Ведущая:

- Ещё хотелось бы узнать Ваше мнение, как археолога и писателя к жанру такому, как альтернативная история. 

Пётр АЛЕШКОВСКИЙ, российский писатель, г. Москва:

- Ой, нет. Это… упасите меня от этого совсем. Если Вы имеете в виду этих фоменковцев и прочих. Это шизофреники. Часто сломавшие себе голову математики. А когда это, скажем, такая вот конспирология, но ты понимаешь, что это конспирология, я даже это приветствую. Потому что это нормально, это интересно. Человек много знает вообще из науки и подкладывает, значит, одно под другое и получается супербоевик такой. Это нормально. А что историю, к сожалению, дописывают, переписывают всегда, и в древнейшие времена и сегодня, это факт. 

Ведущая:

- Пётр Маркович, примете ещё раз приглашение приехать в Югру и, в частности, Сургутский район? 

Пётр АЛЕШКОВСКИЙ, российский писатель, г. Москва:

- Легко. Зовите.

Ведущая:

- Тогда до встречи в этой студии снова? Спасибо Вам огромное. До свидания. 

Пётр АЛЕШКОВСКИЙ, российский писатель, г. Москва:

- До свидния.

Ведущая:

Чтобы знать историю, свои истоки и не опуститься до манкуртов, нужно читать исторические романы. И не все подряд, а проверенные. Только как их отличить от фейка? А Вы как выбираете книги для чтения? Что читают Ваши дети и читают ли вообще? Напишите в комментариях. Это «Район в деталях». До встречи.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Екатерина ШВИДКАЯ

ФОТО автора

ВИДЕО Сергея МИШАРИНА

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации