Глава Сургутского района – о коммунальном хозяйстве, инвестициях в ЖКХ, пользе и рисках концессии

11:02
1.68K
Глава Сургутского района – о коммунальном хозяйстве, инвестициях в ЖКХ, пользе и рисках концессии

Жилищно-коммунальный комплекс – удивительный механизм, работа над которым обычно незаметна и ничем не примечательна, но малейшая неполадка в нём вызывает самую острую реакцию жителей и чревата серьёзными проблемами. Потому крайне важно, чтобы управление ЖКХ было прозрачным и понятным, подрядчики честны и ответственны, а проведённые работы и использованные материалы со знаком качества если не на века, то, как минимум, в пределах обещанного срока эксплуатации. Сегодня, например, у всех на слуху такой альтернативный способ управления ЖКХ, как концессия. Но является ли подобное решение безусловным благом применительно к Сургутскому району? Об этом в беседе с журналистом рассуждал глава муниципалитета Андрей ТРУБЕЦКОЙ.

– Андрей Александрович, а что сегодня в принципе представляет собой жилищно-коммунальный комплекс Сургутского района, если описать, измерить его в технических, возрастных и прочих характеристиках?

– Огромную махину. Давайте вместе посчитаем – это 26 котельных, 66 ЦТП, 16 ВОС, 7 КОС, 36 км газопроводов, 324 км тепловых сетей, 245 км сетей водоснабжения, 233 (!) км сетей водоотведения. А ещё 367 ТП, РП И КТПН и 809 км сетей электроснабжения.

Если говорить про возрастные характеристики районного ЖКХ, то средний износ сетей тепло-водоснабжения по району составляет порядка 65 %, износ котельного оборудования и ЦТП ещё выше – около 70 %.

Кроме того, специфика района такова, что на территории района предоставлением коммунальных услуг населению в части тепло-водоснабжения и водоотведения занимаются четыре ресурсоснабжающих муниципальных предприятия. Муниципальное предприятие «Сургутские районные электрические сети» обслуживает весь район полностью.

Коммунальное оборудование в большей степени построено нефтяниками и передано муниципалитету во времена, когда большой бизнес освобождался от непрофильных объектов. Самая старая, 1975 года рождения, – котельная № 1 в Солнечном. Самая молодая – блочно-модульная в деревне Русскинской. Она хоть и была построена в 2009 году, начали мы её эксплуатировать в полной мере только в 2018-м.

– Как вы охарактеризуете текущее положение дел – это, скорее, процесс реанимации или развития? И чего он стоит?

– Однозначно этап развития, но, в том числе, и методом реанимации! Ведь реанимация – это восстановление работоспособности. Некоторые объекты по моему поручению за последние три года реально были реанимированы. Это и КОС Нижнесортымского, Русскинской.

А развитие, потому что решения в части вложения в коммунальную инфраструктуру принимаются с учётом дальнейшего сокращения затрат и повышения надёжности работы оборудования. Например, строительство КОС в Сайгатиной и Локосово приведёт к сокращению бюджетных средств на вывоз сточных вод, а это для бюджета пока очень затратное мероприятие – больше 200 млн рублей за пять лет. И с другой стороны, существенно сэкономит средства бюджета на рекультивацию земель после технологических разливов сточных вод и связанные с этим штрафные санкции.

Хочу напомнить, что все мероприятия, которые реализуются ежегодно в муниципалитете, – это не хаотичное латание дыр, а планомерная работа, закреплённая стратегией развития района до 2030 года.

Суммарно за период с 2016 по 2019 год в коммунальную инфраструктуру района мы направили 1,8 млрд рублей. Здесь все поселения, включая Лянтор, Фёдоровский, Нижнесортымский, все мероприятия, капремонты, реконструкция. Причём, если 2016 год по затратам на ЖКХ – это 263 млн, в 2019 году ожидаем общую сумму 758 млн руб.! Безусловно, развиваемся. И по-другому, наверно, быть не может – застраивается, растёт район, и коммунальную отрасль нужно подтягивать до соответствующего уровня. Вложение капитальных затрат в оборудование существенно меняет в лучшую сторону его технические характеристики, продлевает срок эксплуатации, повышает надёжность работы оборудования и, как следствие, улучшает качество предоставляемых населению коммунальных услуг.

Конечно, немалую помощь оказывает в этом развитии округ. Так, включён в адресную инвестиционную программу Югры объект «Реконструкция ВОС-16000 г. Лянтор». Ранее этот объект мы финансировали полностью за счёт бюджета района. Надеемся на помощь и софинансирование округа по строительству КОС в Локосово и Сайгатиной. Появился в гос­программе округа объект «Реконструкция ВОС-12000 г.п. Фёдоровский». Это говорит о том, что при должном отношении муниципалитета губернатор Югры Н. В. Комарова и правительство Югры всегда готовы помочь муниципалитету в вопросах модернизации инженерной инфраструктуры. Вы посмотрите, ведь в целом по округу лично губернатором Н. В. Комаровой и правительством Югры в целом делается очень много для развития системы ЖКХ. Главное, что сам муниципалитет был заинтересован в этом. И хотя бы элементарно, в полном объёме и с надлежащим качеством осваивал выделяемые средства.

– Кто сегодня контролирует, содержит и развивает коммунальное хозяйство района?

– Вся коммунальная инфраструктура является муниципальной собственностью и на правах договоров хозяйственного ведения передана в муниципальные предприятия для эксплуатации и, соответственно, предоставления населению района коммунальных услуг.

Эту деятельность в настоящее время осуществляют четыре ресурсоснабжающих предприятия.

Самые проблемные поселения с точки зрения сосредоточения ветхого и аварийного жилфонда и сетей с большой степенью износа находятся в зоне деятельности МУП «ТО
УТВиВ № 1». Важный штрих: это предприятие, являясь теплосетевой организацией района, эксплуатирует не единую систему теплоснабжения, она в каждом поселении обособленная. Поэтому рассуждать об эффективном радиусе теплоснабжения не приходится, работаем с тем, что есть. Из 13 поселений только три имеют канализационно-очистные сооружения, а это дополнительные затраты на транспортировку сточных вод. Водоочистные есть в каждом населённом пункте, работаем над повышением качества холодного водоснабжения.

– По-вашему, является ли районное коммунальное предприятие «УТВиВ № 1» эффективным с точки зрения решения возложенных задач? В чём измеряется эта эффективность?

– Лично для меня ключевым показателем эффективности деятельности всех наших ресурсоснабжающих предприятий является безаварийное прохождение отопительного периода. Мы живём в сложных климатических условиях. Плюс к тому высокий износ эксплуатируемого коммунального комплекса и нежелание нашего населения оплачивать потреблённые коммунальные услуги – всё это усложняет работу коммунальщиков, но несмотря ни на что они обязаны обеспечивать бесперебойное предоставление коммунальных услуг.

Ежегодно деятельность ресурсоснабжающих предприятий района оценивается в соответствии с методикой, утверждённой приказом Минэкономразвития «Об утверждении методических рекомендаций по установлению рекомендуемых показателей эффективности управления муниципальными предприятиями в сфере ЖКХ». Там же закреплены критерии оценки. Так вот, анализ деятельности наших предприятий показал, что все они работают эффективно. Что касается МУП «ТО УТВиВ № 1», учредителем которого является администрация Сургутского района, то здесь оценка эффективности предприятия происходит ежемесячно путём проведения балансовых комиссий и закрепления персональной ответственности руководителя за исполнение ключевых показателей эффективности деятельности. Другими словами, директор мотивирован рублём. Чем лучше работает предприятие и выполняет поставленные перед ним задачи с должным качеством, тем выше вероятность получения премии по итогам работы руководителя в полном 100-процентном объёме.

К слову сказать, полтора года назад предприятие отказалось от услуг аутсорсинга в части текущих и капитальных ремонтов коммунального оборудования. Сегодня получаем эффект в виде сокращения времени на устранение инцидентов. Раньше подрядчики просто ставили УТВиВ в очередь, и для решения жизненно-необходимых вопросов, например, устранение подпора, могли ехать по трое суток! При обнаружении порывов в сетях больше года меняем технологию устранения инцидента, так как предприятие сегодня как никогда укомплектовано материалами и оборудованием, это позволяет не откладывать до летней ремонтной кампании, а сразу же (при благоприятных температурах) проводить капремонт.

Другой немаловажный аспект эффективности деятельности нашего предприятия: МУП «ТО УТВиВ № 1» – единственное на территории района предприятие, которое имеет инвестиционные программы как в тепле, так и в водоснабжении и водоотведении. В этом году предприятие прошло процедуру оспаривания определённых региональной службой тарифов и добилось установления экономически обоснованных ставок. При этом рост тарифов по теплоснабжению составил около 30 %, по водоснабжению – до 20 %, а по водоотведению в некоторых поселениях произошёл двукратный рост. Население, однако, не ощутило этого роста, так как оплачивает коммунальные услуги по льготным тарифам, которые сдерживают увеличение платы в размере 2 %, установленных по округу с 1 июля. Оплату выпадающих доходов взял на себя муниципалитет.

В 2018 году МУП «ТО УТВиВ № 1» впервые за последние десять лет выбрался из убыточного состояния и получил финансовый результат в размере 1,5 млн рублей. Это ли не итог эффективной слаженной работы администрации и предприятия?

При этом наше предприятие не допускает просроченной задолженности за оплату топливно-энергетических ресурсов по району в целом! А этот вопрос стоит на контроле у губернатора Югры.

– Вопрос о внедрении механизма концессии в коммунальной сфере Сургутского района периодически поднимается в течение нескольких лет. Были даже попытки передать ЖКХ в концессию. Почему этого не произошло?

– Совершенно верно. Впервые решение о передаче коммунального комплекса было принято в 2014 году. Первый конкурс состоялся в 2015-м. И очень хорошо, что его итоги были отменены, так как стоимость концессионного соглашения составляла всего один миллион рублей. Представляете? При стоимости основных фондов нашего предприятия более 1 млрд рублей, да плюс ежегодные начисления за коммунальные услуги порядка одного миллиарда. Район рисковал потерять из-под контроля всю коммунальную инфраструктуру.

Последнее концессионное соглашение не состоялось, потому что потенциальный концессионер сделал акцент не на тех мероприятиях, которые планировал выполнить в целях повышения надёжности и эффективности коммунального комплекса сам, а на тех, что должен реализовать район. Например, стопроцентный снос ветхого и аварийного жилья в целях снижения сверхнормативных потерь. Мы же понимаем, что для этого муниципалитету нужны колоссальные средства, и это не ближайшая перспектива, а живут люди и нуждаются в тепле, воде, электричестве, канализации здесь и сейчас. Или предложение направить 380 млн рублей на установку приборов учёта на весь жилфонд. Учитывая, что в Сургутском районе 65 % ветхого и аварийного жилфонда, обеспечить возмещение вложенных средств практически невозможно – это дополнительная финансовая нагрузка на граждан, а после сноса балков о каком возмещении в принципе говорить?

Финансовая модель предполагала в целях снижения нагрузки на население значительное увеличение отпуска тепловой энергии, хотя на практике происходит снижение потребления тепла, так как идёт переселение граждан в дома с высокой энергоэффективностью. В результате могла возникнуть ситуация, когда выручка концессионера сложится ниже расчётной при сохранении заданных параметров расходов, а разница в соответствии с действующим законодательством должна быть компенсирована муниципалитетом. (Кстати, факт завышения объёмов полезного отпуска региональной службой по тарифам уже доказан нашим предприятием в Федеральной антимонопольной службе).

Количество мероприятий, которые предложил потенциальный концессионер, – 143, в то время как в инвестиционной программе администрации Сургутского района их 191. А предложенная сумма инвестиций была выше на 200 млн рублей.

Среднюю стоимость реконструкции одного километра сетей концессионер заложил на 5 млн рублей дороже в сравнении со стоимостью километра сетей по инвестпрограмме муниципалитета, причём ни одна работа не подтверждалась локально-сметными расчётами – всё укрупнённо-ориентировочно. Существенные замечания у нас были и к самой финансовой модели.

Правительством РФ рассматривается законопроект, согласно которому муниципалитет во исполнение полномочий по обеспечению населения коммунальными услугами вправе создавать казённое учреждение. Именно такое решение и было принято межведомственной рабочей группой по привлечению частных инвестиций в сферу ЖКХ год назад, в октябре 2018 года.

– Целесообразно ли, на ваш взгляд, внедрять концессию в ЖКХ района в настоящий момент? Если нет, то почему?

– Если говорить про зону ответственности УТВиВ – с учётом того, сколько было выполнено в районе за последние три года – однозначно нецелесообразно, предприятию нужно планомерно двигаться вперёд. Если вести речь про другие территории района, такой вариант не исключён.

Поясню: концессия – это форма партнёрства, в нашем случае муниципалитета с инвесторами. Концессионные соглашения в сфере ЖКХ – это привлечение средств инвесторов к реконструкции тех объектов, которые на основании соглашения могут быть переданы в пользование на определённый период в руки частных инвесторов. При этом партнёр-инвестор обязуется вложить определённые средства в строительство или реконструкцию муниципального имущества и эксплуатировать переданные объекты, получая доход. Безусловно, для района всегда будет интересен инвестор, который готов вкладываться, готов предлагать взаимовыгодные условия.

Сегодня тем не менее при передаче в концессию коммунальных систем существуют риски, связанные с тем, что по сути в законе о концессии закреплён переход имущества концессионеру и отсутствует механизм его возврата конценденту. Своего рода дорога в один конец. Это настораживает, потому что никто не застрахован от ситуаций, когда концессионер в одностороннем порядке прекратит исполнение договорных обязательств, и учитывая, что по другому действующему закону муниципалитет обязан обеспечить население района коммунальными услугами, непонятно, каким законным образом можно повлиять на недобросовестного партнёра. То есть существует риск потери управляемости. По моему мнению, при принятии решения о концессии в первую очередь нужно думать не об экономической составляющей, а о населении, чтобы последнее не осталось без воды и тепла. Особенно зимой!

И ещё один момент, на котором хотел бы остановить своё внимание. Концессионер интересен муниципалитету, если он готов вкладывать собственные средства. А если он планирует финансировать свою часть за счёт коммерческого кредита с процентами по нему, то в чём смысл такой модели? Почему муниципалитет сам не может реализовать её? При этом появляется дополнительная прослойка в лице управляющей компании концессионера, которую надо содержать. Я считаю, что при должном отношении, а любой муниципалитет как никто заинтересован в этом, он сам сможет реализовать программу реконструкции и модернизации активов ЖКХ не хуже коммерческой организации, а концессионер – это именно коммерческая организация, главная цель которой – получение выгоды.

– Андрей Александрович, есть примеры успешных и неудачных практик концессий в нашем регионе?

– На территории нашего региона знаю один пример успешной концессии – это Когалым. Но для концессионера вряд ли эту практику назовёшь успешной, так как за период действия концессионного соглашения предприятие-концессионер, взяв кредит на исполнение его условий, до сих пор не вернул проценты. Успешность этого соглашения как раз состоит в том, что Когалым сам по себе – небольшой благополучный город, у которого отсутствуют проблемы с аварийным фондом, потому что его нет. Они были первыми, и у них получилось.

Не очень получилось в одном из районов, не буду называть по этическим соображениям. Там теплоснабжение отдали одному концессионеру, водоснабжение и водоотведение – другому. И сейчас все наблюдают, как при порыве сначала прибывает одна бригада тепловиков: раскопают траншею (а у нас все коммуникации уложены в одну траншею), посмотрят, что не их проблема, закопают и уедут. Приезжают другие копать! Ситуация там сложная, как бы не закончилась банкротством.

– Какие перспективы, планы и проекты ждут ЖКХ Сургутского района в обозримом будущем?

– Планы на следующий год грандиозные – это и котельные Ляминой, Сытомина и Высокого Мыса (перевод на сжиженный углеводородный газ), и реконструкция ЦТП, сетей, котельного оборудования. Кстати, в планах – работы капитального характера не только в зоне деятельности УТВиВа. Мы запланировали ремонт котла в котельной № 1 в Фёдоровском и участка сетей канализации в Лянторе. В целом планируем на следующий год вложить в жилищно-коммунальный комплекс района около 500 млн рублей. Перспективы значительные.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Вера СЕРЕБРЯКОВА

ФОТО Алексея аАНДРОНОВА

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации