Как предприниматель из Белого Яра строит социально значимый бизнес

14:30
1.09K
Как предприниматель из Белого Яра строит социально значимый бизнес

О том, как построить не только успешный, но и социально ориентированный бизнес, точно знает директор центра детского развития «Умка» Разиля Хаирова. Уже десять лет она обучает малышей по системе Монтессори, направленной на то, чтобы помочь малышам самостоятельно познавать мир. О своих идеях Разиля Рафисовна рассказала «Вестнику».

- Самое сложное в пути – его начало. Каким был ваш старт?

– Центр открылся в 2009 году. Мы расположились в здании напротив городской администрации. Помещение было в ужасном состоянии, но мы привели его в пригодный для занятий вид. За успешный старт работы центра я очень благодарна родителям воспитанников. Я открывала его не с нуля, не требовалась даже реклама – в первый месяц открытия обучались 48 детей. Есть особый список семей, которым я могу позвонить даже в час ночи с любой просьбой. Даже если они сами не смогут помочь, то подключат все возможные ресурсы.

- Но сейчас, в принципе, сложно открывать что-то с нуля. Многие идут по пути наименьшего сопротивления и открывают сетевые учреждения.

– Я не сторонник франшиз. Мне поступали предложения о франшизе, но я сказала, что об этом не может идти и речи. О каком качественном образовании может идти речь, если во главе предприятия стоит руководитель, цель которого – заработать деньги? Ещё многие центры экономят на аренде, дети занимаются по полтора часа в одной аудитории. В нашем центре для детей образовательный маршрут включает до четырёх аудиторий. Таким образом, мы минимизируем и стрессы, и заболеваемость.

– То есть прибыль в вашем деле – вопрос вторичный?

– Нельзя сказать, что я занимаюсь исключительно зарабатыванием денег, и родители это чувствуют. Те, кто знают меня давно, ясно это понимают.

– Вам бы не хотелось сеять разумное, доброе, вечное по системе Монтессори более массово – в муниципальном детском саду, например?

– Я знаю, что муниципальные учреждения тоже пытаются использовать систему Монтессори, но это сложно. Это совершенно иная философия, другой подход к детству. Нужен подготовленный педагог – наставник ребёнка, для которого предметные навыки – это не самая главная задача.

– И, наверное, всё время приходится держать руку на пульсе постоянно меняющихся запросов родительского сообщества?

– Да, например, сейчас мы поменяли формат работы аудиторий. Стараемся идти в ногу со временем и периодически менять направления. В конце каждого учебного года перед сезоном отпусков мы разговариваем с родителями, получаем их запросы. С каждой семьёй мы работаем отдельно – никаких общих собраний. Родители могут написать мне в соцсетях, задать вопросы.

– Наверняка, и специалистов для такого формата преподавания найти не так уж просто?

– Когда приходит новый работник, я месяц наблюдаю за ним: как он работает с детьми, как общается с родителями, как ведёт себя с коллективом. По истечении месяца человек в лучшем случае сам принимает решение, трудиться ли ему дальше или найти другое место работы. Я учу сотрудников, что не стоит говорить, как сообщать что-то о детях максимально тактично. Если педагог не может выстроить работу с родителями, что мешает плодотворной работе, совместному общению, он не остаётся в нашей компании.

– Получается, у не прижившегося сотрудника не получится отсидеться за монитором и потихоньку влиться в коллектив?

– У нас вообще нет персональных рабочих мест для педагогов. Они у нас не сидят, они всегда в процессе, всегда с детьми.

– Как обстоит дело с повышением квалификации?

– Мы обучаем сотрудников, они постоянно повышают квалификацию. Мы с радостью говорим о корпоративном обучении в нашем предприятии. Мы отправляли людей на семинары, конференции, фестивали по Монтессори-педагогике в Омск, Москву, Снежинск, Петербург, Екатеринбург, приглашаем к нам лекторов, бизнес-тренеров, например, Анну Счастливую. Проводим корпоративные тренинги, стратегические сессии.

– То есть вы учите не только детей, но и взрослых?

– Я состою в совете по развитию малого и среднего бизнеса при администрации Сургутского района. Ко мне направляют начинающих предпринимателей, и я с удовольствием передаю им свой опыт. Очень много встреч проводится, телефонных консультаций. Сейчас я являюсь бизнес-наставником двух начинающих центров: один работает с подростками, а другой – с семьями.

– Как вы считаете, у вас есть сильные конкуренты?

– Конкуренция как таковая есть, но лично у меня её нет. Моя философия иного характера. Как я выстраиваю работу со своими соратниками по деятельности? Скажу открыто: на начальном этапе, в 2009 году, моим наставником был центр родительской культуры «Семья» в лице директора Оксаны Черняйкиной. Мы до сих пор плотно общаемся, я могу позвонить в любой момент и попросить рассказать о том, что мне важно знать в данное время. И знаете, она всё подробно расскажет. Я могу позвонить и предложить встречу любому руководителю, если возникают вопросы. Поэтому в моём понимании конкуренции у меня нет. И я сама никому не откажу в помощи. Руководители – частые гости в нашем центре. К примеру, ко мне приходила перед открытием своего образовательного центра Людмила Берекеля.

– С муниципальными детскими садами вы тоже не соперничаете?

– Детей в Белом Яре много, и на базе детских садов тоже множество платных дополнительных занятий. А ещё сейчас активно развивается система персонифицированного дополнительного образования (ПФДО), и администрация Сургутского района в этом году выделила нам 72 сертификата, мы их благополучно осваиваем. У нас дети окутаны любовью и заботой, мы работаем искренне и открыто и делимся деталями процесса в соцсетях. У нас происходит столько событий, что мы не успеваем рассказывать обо всём. Выбор за родителями. Они верят в нас, к нам ходят целыми династиями.

– Вам есть на кого ориентироваться в плане педагогических изюминок?

– Я регулярно изучаю работу ведущих Монтессори-центров России. Мы открыты, мы транслируем наш округ на международных конференциях, нас знают многие руководители именитых школ, центров. Передовой опыт изучаем сами и делимся своими наработками. В планах изучить опыт работы Монтессори детского дома в Италии…

– Как вы поступаете с направлениями, работа по которым не приносит ожидаемых результатов?

– Если я вижу, что направление не работает, то останавливаюсь, анализирую, провожу инвентаризацию процесса, иногда обращаюсь к бизнес-тренерам за советом. Делаю выводы. Либо меняю формат работы, либо закрываю этот процесс на положительной ноте. Дети не должны пострадать. У нас был шикарный детский сад на 12 детей. 74 квадратных метра и ни одной няни – только воспитатели, а также четыре педагога дополнительного образования. Когда за год пришлось сменить три договора на питание, я сказала себе, что хватит, нельзя нести ответственность за всех.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Елена БАШКИРЦЕВА ФОТО автора
Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации