Галина РЕЗЯПОВА: «Встал поутру – прибери свою планету»

15:00
4.46K
Галина РЕЗЯПОВА: «Встал поутру – прибери свою планету»

Кажется, о Галине Резяповой мы знаем всё: заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук. И весь её профессиональный путь проходил здесь, на Сургутской земле. Начинала учителем в Сургутской школе № 3, была заместителем директора в Лянторской школе № 1, четверть века трудилась на благо Сургутского района, пройдя большой путь становления настоящего руководителя от школьного инспектора до первого заместителя главы района. Но и это не стало пределом. С 2011 года она – депутат государственного органа, заместитель председателя комитета по бюджету Тюменской областной Думы, а ныне – заместитель председателя Тюменской областной Думы. Никогда до неё не было женщин в этой должности, она – первая!

Галина Александровна больше известна своей профессиональной деятельностью, оценивают её по деловым качествам. Она представляется сильной личностью, не знающей усталости, всегда подтянутой и собранной. Но многие ли знают, что за этой блестящей оболочкой несгибаемой личности скрывается чуткая ранимая душа, полная любви и сострадания. Сегодня мы попытаемся взглянуть на судьбу этой успешной женщины немного с другой стороны и понять, как поднялась она до таких высот? И как удаётся ей совмещать карьерный рост и семью? Деловитость и женственность? И, наконец, откуда корни…
Главный заряд
А корни, конечно же, из семьи. И свой главный заряд – этический – Галина получила от своих родителей – простых рабочих, родом из Оренбургской области, с непростой судьбой. Мама, Анастасия Григорьевна, – сирота из семьи середняков, её родители умерли почти сразу после раскулачивания: дедушка скончался от тифа, а бабушка – от горя. Отец, Александр Максимович, – тоже из большой крестьянской семьи.
Галина помнит, как до переселения в Сургут дружно жили в посёлке нефтяников Оренбургской области. Часть лета проходила на улице – края тёплые. У них, как и у всех односельчан, во дворе стояла большая печь с газовой топкой, летом готовили на ней. Там же был стол, вдоль него – скамейки. Отец у них был «рукастый», и всё-то было сделано ладненько, с выдумкой. Мама – под стать отцу, всегда в работе. И своих детей с малых лет приучали к труду. Обязанности распределяли между всеми, у каждого была своя работа и по дому, и в огороде. За каждым – свои грядки, даже кусты смородины и крыжовника были «закреплёнными». А как иначе? Ребятишки собирают, мама варит варенье. Трудиться должны все. И ещё: дома всегда должно быть чисто и должна быть сегодня приготовленная еда. Это один из непреложных законов.

Анастасия Григорьевна училась на счетовода, но по специальности работала мало, в семье четверо детей, их надо было ставить на ноги, а жили бедно, но сытно – выручало хозяйство: куры, гуси, поросёнок, коза, корова. От безденежья родители и подались на Север, который стал их «спасательным кругом». Они бы и не поехали никуда, так сильна была их привязанность к земле, к месту, да нужда заставила. Для них родина – это место, где ты живёшь. И его нужно обихаживать. И не бросать, не кидаться с одного места на другое, это вот у Галины Александровны тоже – от родителей. Она живёт здесь, на Сургутской земле, уже 48 лет, ей было 12, когда семья переехала сюда.
Дверь всегда была открыта
В Сургуте Александр Максимович Носарев работал машинистом ППУ в тампонажной конторе, получал 160 рублей в месяц. Деньги по тем временам немалые, так что сумели и оренбургские многолетние долги раздать, и одеться-обуться. По воспоминаниям дочери, отец был уникальным, безумно талантливым – во всём – человеком. Он умел класть печи, строить дома, заборы, крыть крыши, шить на машинке, играть на гитаре, на балалайке, делать мебель. Всю слесарку, электрику – всё мог, и даже сам собрал аэросани. Рыбак, охотник, лодки сам делал. Ум имел инженерный и азарт к познанью неведомого. И если бы не война, голод, разруха и беспаспортная «приписка» к колхозу, пожалуй, стал бы конструктором.

Галина Александровна вспоминает случай, который как нельзя лучше характеризует её родителей. Однажды летом 1970 года у них в квартире ночевал целый пионерский отряд! Дети, в их числе и шестиклассница Галина, летели в Туапсе, в лагерь. Провожал отец. Но погода больше суток была нелётной. Сургутских детей родители забрали домой, а мушкинские (пойковские) продолжали изнывать в аэропорту. Отец, недолго думая, посадил всех вместе с пионервожатой в рейсовый автобус и привёз домой: «Корми, мать, ребятишек!». Анастасия Григорьевна, как само собою разумеющееся, взяла большую двухведёрную кастрюлю, наварила лапши с тушёнкой, нажарила картошки. Всех накормили, на полу постелили и спать уложили. И отец, и мать по-другому не могли.
У них у обоих были дарования, – говорит Галина Александровна. – Какая-то потрясающая сердечность, открытость и жизнелюбие. У нас дверь в квартиру (на первом этаже!) закрывалась только на ночь. К нам шли все и всегда: родня, друзья, соседи, просто знакомые. Мама сначала накормит, потом расспросит. Как в сказках. Через нашу квартиру в Сургуте «прошла» вся оренбургская, самарская родня и все знакомые. Все, кто искал на Севере лучшей доли, не по одному месяцу жили у нас. Такими были мои родители. Если во мне есть толика заботливости, приветливости, то это всё от них. И ответственность, трудолюбие. Вот это – 100 процентов от них!
Семья, как первый и последний приют
Отец умер рано, в 48 лет. Несчастный случай: авария на производстве. Загорелась машина, он обгорел и через три месяца его не стало. Матери пришлось одной поднимать детей. У неё была цель – вывести их в люди, чтобы жили достойно.
Мама, оставшись одна, всем четверым сумела дать высшее образование, – вспоминает Галина Александровна. – Она за всю свою жизнь никогда не спала днём: всегда что-нибудь делала. Вставала раным-рано. Утром собираешься на работу, вот эту самую красоту наводишь, а мама уже бежит, несёт тебе пирожки. Или чебуреки, или какие-нибудь оладьи успела напечь: «Нате, поешьте перед работой. А то ведь так и пойдёте голодными!». А ещё учила нас никогда не бросать людей в беде. Ни своих, ни чужих. Никого! И никогда никого не судить.
Даже в детстве слово «дурак» было под запретом. Случись такое, Анастасия Григорьевна строго выговаривала: «У вас все дураки, одни вы из ума сшитые». За это могла даже в угол поставить.
«Вот помочь – это обязательно, – говорила нам она. – Как жить на земле, если не помогать друг другу? Вести себя надо хорошо, учиться – хорошо. Иначе как вы будете в глаза смотреть людям? Что они о вас скажут», – делится своими воспоминаниями о маме Галина Александровна. – А главный, не названный словами дар, – восприятие семьи, как первого и последнего твоего приюта.
Не по гендерному признаку
Личные качества стали, наверное, решающими в профессиональном становлении Галины Александровны, в восхождении по служебной лестнице, ведь далеко не всем удаётся достичь этих высот. Сегодняшняя «отметка» – заместитель председателя Тюменской областной Думы. Женщин в областной Думе всегда было мало, в этом созыве их 5 из 48 депутатов, в прошлом году – 4. Легко ли отстаивать свои позиции женщинам? Наша героиня считает, что этот гендерный признак можно с умом использовать, он даже помогает. И она не видит никакой дискриминации по полу.

Дума очень квалифицированная, грамотная, профессиональная, – характеризует Галина Александровна орган власти. – Атмосфера в ней – думская. Мы можем обсуждать, спорить, доказывать, но всегда найдём согласованное решение. И спикер правильный, всегда имеет своё мнение, свою позицию, никогда не давит, но и не даёт разгуляться эмоциям. Нас, женщин, в Думе любят, может быть, даже чуточку балуют. Но оценивают не по гендерному признаку, а по тому, что ты знаешь и умеешь. Как ты можешь формулировать свою мысль. И есть ли она у тебя.
Депутатская работа напряжённая, она требует много времени, профессионализма и большого душевного напряжения. За год к депутату Галине Резяповой поступает более 200 обращений! То есть, практически через день или каждый день выявляется некий вопрос, который нужно решить. А ещё депутат должен иметь «хороший слух»: уметь слушать и слышать человека. Люди приходят разные. Те, кому крайне нужна помощь, и те, кто просто дежурно ходит, и их тоже надо принять. А ещё надо быть на заседаниях Думы, комитета, готовиться к ним, изучать документы, материалы.
Об усталости
Можно кокетничать и говорить, что нас ничто не берёт, но это неправда, – признаётся депутат. – Возраст берёт своё, появляется усталость. Конечно, частые перелёты Тюмень – Сургут и обратно не добавляют бодрости. Но, надо сказать, организм понял, что ему никуда не деться от этих перелётов, и привык. Если в первый год было тяжеловато, то сейчас всё нормально. Организм приспосабливается.
У Галины Александровна свои методы борьбы с усталостью. Прежде всего, нужно отдохнуть, выспаться, считает она. А ещё, когда нам за 40, необходимо прислушиваться к своему организму и помогать ему. А также выполнять то, что говорят умные врачи. Например, меньше есть, а после 9 вечера – не работать на компьютере. И выучить наизусть: чем человек старше, тем больше внимания он должен уделять своему телу, если, конечно, хочет, чтобы оно долго ему служило.
Непреложные ценности
Казалось бы, в жизни этой женщины есть семья, достаток: просто живи и наслаждайся, а она ещё и в депутаты. На вопрос, который задают ей нередко: «А зачем вам это надо?», – она отвечает, что слово «вам» здесь лишнее. Верное слово – «надо». Потому что у её поколения слово «надо» вызывает реакцию рефлекса. Раз надо, значит, идёшь и делаешь. А иначе стыдно будет глядеть в глаза людям, как учили мама с папой.
По-другому поступить я не могла, – заявляет Галина Александровна. – Мы вообще уникальное поколение, поколение-мост. Мост между двумя эпохами – социалистической и капиталистической. Мы – счастливое поколение. Мы жили жизнью ушедшей эпохи и уже живём в новой. Переход не был лёгким. Нам было трудно объяснять своим детям, почему, например, вчера республики СССР были «пятнадцатью сёстрами», а сегодня разбежались, только пятки засверкали! И почему наличие иномарки в семье ценнее библиотеки или высшего образования. Но мы пережили и это. И, слава Богу, пришло время, и все ценности – истинные, непреложные – встали на свои места.
Галина Александровна признаётся, что и для неё в разное время – возрастное и политическое – ценности были разными, но время всё расставило по местам.
Сегодня, я понимаю, самое важное – семья, дети, – утверждает Галина Резяпова. – Я многое упустила. Работала, «росла» по службе. Да, для наших детей важно, когда мы достигли чего-то статусного. Я знаю об этом от своего сына. Он вырос хорошим человеком. Но в детстве ему не хватало матери дома. Спасибо бабушкам за компенсацию материнства. Земля, на которой ты живёшь, тоже важна. Здоровье. Или то, о чём ещё Экзюпери говорил: ценность человеческого общения.
Когда вместе хорошо молчать
Для любой женщины, на самом деле, счастье, когда в семье живут взаимопонимание, любовь. И в этом смысле Галина – счастливая женщина. Александр Филиппович Резяпов – любящий и любимый муж.
Наша встреча произошла, когда мы оба уже были состоявшимися людьми, – делится сокровенным Галина Александровна. – И поняли, что правильно состоялись друг для друга. Возможно, в молодости мы и не остались бы вместе, а вот когда созрели, оказалось, что два плода с одного дерева.

Многие, наверное, помнят, как Александр Филиппович, когда он ещё был районным и окружным депутатом, пел свои песни на бардовском фестивале. Мы любили слушать его лирические стихи, переложенные на музыку, у него и сборник свой есть, «Скольжение по лучам». Сейчас он – заместитель генерального директора ОАО «Сургутнефтегаз». Как сообщила жена, лирику писать перестал. Хотя, по-прежнему сочиняет дружеские шаржи и много смешных забавных вещей по случаю, «датные», так сказать, произведения, к разным юбилеям. Это всегда смешно, нестандартно…
Я как-то спросила: почему ты не пишешь стихи? – рассказывает Галина Александровна. – Он сказал: «Чтобы писать лирические стихи, нужно страдать, быть несчастным, а я счастлив». Ну, я и успокоилась. Счастлив-то со мной. Больше не спрашиваю: вдруг ответит по-другому, – смеётся она.
Александр Филиппович вечно занят, и жена на таком высоком посту, тоже почти всё время отсутствует дома… Не бывает ли на этой почве претензий со стороны супруга?
На этой почве – никогда! Я счастливый человек в том, что мой муж – это мой друг, мой собеседник. Мой защитник. Ох, как это нужно каждой женщине. И он уважает то, чем я занимаюсь, и то, как я это делаю, и то, какую должность занимаю. А вдруг, если я буду сидеть дома, я начну проверять, так ли он одет, всё ли лежит на месте… Я же его разрушу. Шучу, конечно!
На самом деле, в семье всё можно отрегулировать и обо всём договориться. Да, нам не хватает времени, которое мы проводим вместе. Но с другой стороны, он так безумно занят. Работает без выходных. Сургутнефтегаз – это очень ответственная компания, в которой нельзя по-другому, в которой генеральный директор работает круглые сутки, его заместители – тоже. Но иногда важно не столько говорить, сколько помолчать вместе. Вот мне с мужем хорошо и говорить, и молчать.
Бабушка
Галина Александровна не стесняется своего статуса – бабушки, напротив, гордится им.
Внуков – полно. Пятеро. Трое живут в Сургуте, – радостно говорит она. – Дети наши неплохо улучшили демографическую ситуацию. Хорошая ли я бабушка и мама? Я очень претендую на это определение. Но факт, что меня мало в их жизни. Может, я ещё и поэтому хорошая, – смеётся Галина Александровна, – не мучаю их лишний раз своей нерегулируемой заботой. И всё же суббота или воскресенье, как сложится мой график, – «бабушкин день».

Бабушка обязательно делает большой обед с разными блюдами. Это традиция. Из традиционных блюд – шулюм из оленины, уха, блины. И если что-нибудь бабушка случайно услышит где-нибудь или прочтёт, то старается всё это воплотить. Получается.
Рецепт красоты от депутата
Я поинтересовалась, как удаётся Галине Александровне при её-то занятости так потрясающе выглядеть. Всегда с причёской, маникюром, безупречно одета… Вопрос смутил мою героиню.
Я так не считаю, так о себе не думаю. За комплимент спасибо большое. К себе у меня много претензий, к внешнему виду тоже. Быть прибранной – это необходимость, обязанность. И она родилась, когда я пришла работать в третью сургутскую школу. У меня было два девятых и два десятых класса, некоторые мальчики – члены городской сборной по волейболу, например, Рафаэль Хабибуллин, Олег Лещук. У меня рост мой, а у них – другой. Я понимала, что должна чем-то держать их внимание, кроме рассказов о любви и драмах личной жизни всех великих писателей и поэтов, в том числе и внешне должна быть им приятна (кстати, помогало!). Поэтому была вынуждена вставать пораньше и «причипуриваться», как говорят на Севере.
Опять же, Экзюпери: «Встал поутру, прибери свою планету». Тогда моей планетой было моё лицо и мой внешний вид. А вообще, это мой любимый девиз в жизни. И он касается не только лично меня, моего дома. Касается, и двора, и города, и региона, и России: встал поутру – прибери свою планету. Мне кажется, нам жилось бы намного качественней, если бы вот этот девиз был в голове каждого.
Любимое блюдо от Галины Резяповой
– Семейное фирменное блюдо – блины. Такие, какие пекла наша мама. Лучше мамы никто не пёк. Так тонко, как у неё, я ещё не могу. Но они уже почти такие. Примерно. 

Всё просто делается. Берёте литр молока, добавляете туда 4 яйца, если маленькие, то можете и 5 положить. Но лучше брать не молоко, а сливки, будет вкуснее. Чуть-чуть соли, чуть-чуть соды. Сахарку – не пожалейте. Муки примерно 400 гр. И всё это взбейте как следует в миксере или венчиком, или ложкой. Мама так делала. Добавьте туда обязательно масла ложки 3–4 и много-много сердца! Очень много любви. Побольше! Размешайте, попробуйте, если не сладенько, сахарку добавьте. Вот так как-то, всё это на глаз и на вкус. Но по количеству примерно так. Масло растительное. Правда, я горчичное добавляю, оно даёт нотку особенную. Но самое главное, думать о тех, кому ты это делаешь, и о том, как им блины понравятся. Если без любви – прилипнут к сковороде.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Галина ВЕЧ ФОТО из архива Галины РЕЗЯПОВОЙ
Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации