​Как сохранить язык ханты?

16:35
2.04K
​Как сохранить язык ханты?

В правительстве Югры на заседании Экспертного совета подвели итоги реализации пилотного проекта по обучению родным языкам коренных народов Севера.

Заседание прошло в режиме видео-конференц-связи с участием учителей родного языка коренных малочисленных народов Севера из Ханты-Мансийского, Белоярского и Берёзовского районов.

Единый алфавит

На заседании отметили, что проект по родным языкам успешно стартовал в 2014 году. Сегодня в сельских территориях Югры родные языки изучает каждый третий школьник из числа КМНС. В 2016 году впервые учащиеся Казымской школы Белоярского района после девятого класса в качестве итоговой аттестации успешно сдали экзамен по родному языку.

В этом учебном году родные языки начинают изучать в дошкольных учреждениях. В 14 детских садах шести муниципальных районов язык изучают 293 человека, что составляет 14 процентов от числа воспитанников детских садов – представителей народов Севера.

В РУССКИНСКОЙ ШКОЛЕ С 2014 ГОДА ВЫПУСКАЕТСЯ ГАЗЕТА «ТРОМ-АГАНСКИЕ ЗВЁЗДОЧКИ», КОТОРАЯ ПЕРЕРОСЛА В ЖУРНАЛ И ИЗДАЁТСЯ НА ТРЁХ ЯЗЫКАХ – РУССКОМ, ХАНТЫЙСКОМ И АНГЛИЙСКОМ.

В Югре уже два учебных года в качестве пилотного проекта проводится апробация учебных пособий, созданных с использованием нового алфавита. На эту тему высказались учителя родного языка из Белоярского района: по их мнению, новый алфавит востребован в школе и удобен для детей.

Исследователь языка обско-угорских народов, кандидат педагогических наук, учитель с многолетним стажем Евдокия Нёмысова отметила, что утверждение алфавита – необходимое условие для упорядочивания и выстраивания системной работы по обучению языкам, созданию образовательной и научной базы. Споры об этом идут уже почти 30 лет, и отсутствие единства в решении по алфавиту приводит к сокращению числа носителей языка.

Участники совещания сошлись во мнении, что работу по введению единого алфавита и обучению языкам необходимо продолжить, при этом уделив особое внимание разъяснению жителям изменений в правилах и орфографии. Решено создать специальную рабочую группу, в которую войдут как представители отраслевой науки, эксперты, так и учителя-практики, обучающие детей родному языку коренных народов Севера.

Фронтальный диктант

Своё мнение относительно решения Экспертного совета по изучению родных языков коренных малочисленных народов Югры высказала победитель окружного конкурса «Учитель года – 2011» по родному языку, заместитель директора по научной работе Русскинской СОШ Анжелика Орехова.

В СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ ЮГРЫ РОДНЫЕ ЯЗЫКИ ИЗУЧАЕТ КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ ШКОЛЬНИК ИЗ ЧИСЛА КМНС.

– К идее введения единого алфавита для всех диалектов хантыйского языка отношусь с одобрением – это упорядочит системную работу по обучению языкам, созданию образовательной и научной базы. Другое дело, как воспримет народ это нововведение. Нужно будет разъяснить людям его необходимость, – говорит педагог.

В Русскинской школе обучение родному языку ведётся давно и успешно. Уже 19 лет родной язык преподаёт Татьяна Сайнакова. Два года подряд жители деревни принимали участие в написании фронтального

диктанта. И не только школьники – участвовали целыми семьями. Например, в прошлом году проживающая на родовых угодьях Раиса Тэвлина привела на диктант своего взрослого сына и внучку-дошкольницу.

– В этом году тоже ожидается большое количество участников, – рассказывает Анжелика Николаевна. – К диктанту относимся очень серьёзно и проводим в торжественной обстановке – педагоги разных национальностей на своём родном языке приветствуют участников перед началом диктанта, ведь коллектив у нас – многонациональный. Организовываем выставки, конкурсы рисунков.

ОТСУТСТВИЕ ЕДИНСТВА В РЕШЕНИИ ПО АЛФАВИТУ ПРИВОДИТ К СОКРАЩЕНИЮ ЧИСЛА НОСИТЕЛЕЙ ЯЗЫКА.

За основу фронтального диктанта берутся изданные тексты писателей и адаптируются для конкретных диалектов. По словам Анжелики Ореховой, в первый год был взят отрывок из произведения Еремея Айпина, который отличался лаконичностью и лёгкостью для восприятия детьми. В прошлом году текст в авторстве мансийской писательницы Светланы Динисламовой был немного сложным, философичным, требующим комментариев перед началом диктанта. По этой причине Анжелика Орехова высказала пожелание выбирать для фронтальных диктантов более подходящие тексты.

– В преподавании родного языка имеются сложности, о которых знаю не понаслышке, так как сама вела эти уроки. В первую очередь это связано с учебными пособиями, – делится педагог. – Начальная школа ими худо-бедно обеспечена, а для 5 – 11 классов ни пособий, ни методичек, ни учебников нет. Учителям приходится составлять их самостоятельно, пользоваться собственными разработками, переводами.

Научный подход

Анжелика Орехова остро реагирует на вопрос о принятии единого литературного языка для коренных малочисленных народов Севера. По её мнению, это вопрос, требующий очень взвешенного и продуманного подхода. Среди различных диалектов хантыйского языка – таких как пимский, казымский, юганский – сургутский (или тром-аганский) диалект наиболее изученный и распространённый, то есть «живой» – его знают, на нём говорят, общаются буквально все тром-аганские ханты от мала до велика. Анжелика Николаевна убеждена, что за основу литературного языка надо взять тот диалект, который сохранился и развивается, а не тот, который восстанавливают искусственно. Например, казымский, который большей частью утрачен: население на нём говорит мало, предпочитая общаться на русском языке.

В ЭТОМ УЧЕБНОМ ГОДУ РОДНЫЕ ЯЗЫКИ НАЧИНАЮТ ИЗУЧАТЬ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

В любом случае, по мнению педагога, тему выбора литературного диалекта для ханты необходимо вынести на широкое обсуждение в Югре.

– У представителей сургутского диалекта своих учёных, углублённо занимающихся данным направлением, нет. Научные разработки, которые необходимы в нашей работе, имеются у венгерских учёных. В Венгрии есть учёные с мировым именем, такие как Марта Чепреги, которые часто приезжали к тром-аганским ханты, проживали здесь, тщательно изучили наш диалект и на его основе создали научные труды. Однако у нас, рядовых учителей, выезжать для обмена опытом за рубеж нет возможности. Вот из-за этого сургутский диалект, хоть и является самым живым, стопроцентно использующимся, остаётся в тени. А казымский и другие диалекты, хотя почти утратили свою среду применения, берутся как образец для всего литературного языка, так как у них есть учёные, активно продвигающие свой диалект, – сетует Анжелика Орехова.

Лёд тронулся

Что касается обучения дошколят, детей коренных малочисленных народов Севера нашего поселения, есть у педагога тоже своё мнение. Ей бы хотелось, чтобы в детском саду открылась специальная группа дневного пребывания для детишек, живущих на стойбищах, как, например, это делается на Ямале, куда Анжелика Николаевна в прошлом учебном году ездила в составе окружной делегации. Это непременно дало бы положительный результат – более быструю и успешную адаптацию дошкольников к учебному процессу в школе. Это – назревший вопрос, который не сегодня-завтра, но должен решиться. К тому же руководство детского сада «Рябинка» к этой идее относится положительно.

Радует педагога то, что лёд по приведению в порядок процесса преподавания родных языков коренных малочисленных народов Югры тронулся. Радует заинтересованное отношение к этой теме губернатора автономного округа Натальи Комаровой.

– А что касается нас, учителей на местах, то мы делаем всё от нас зависящее для сохранения и развития нашего языка, – говорит Анжелика Орехова.

К слову, в Русскинской школе с 2014 года выпускается газета «Тром-Аганские звёздочки», которая сегодня переросла в журнал и издаётся на трёх языках – русском, хантыйском и английском. В школе ведётся профориентационная работа по подготовке будущих учителей родного языка. Так, в прошлом году в Ханты-Мансийский педколледж поступила Ольга Покачева, есть желание обучаться в этом учебном заведении и у других учащихся.

В 2017 году в Югре будут организованы образовательные акции «Говорим на родном языке» и «Фронтальный диктант», а также продолжится конкурс журналистских работ на национальных языках «Мыслящие люди».

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации