В сердце русского слова «человек» читается английское «love» — любовь. А вы чеloveк?

09:35
934
В сердце русского слова «человек» читается английское «love» — любовь. А вы чеloveк?

Кинофрик Эскина

— Пишу этот пост в День всех влюблённых. Только влюблённые или пока невлюблённые к этому дню относятся по-разному. Кто-то принимает праздник, а кто-то нет, ведь он заморский... Но суть не в этом, главное, что этот день позволяет в очередной раз обратиться к теме любви, тем более после просмотра нового фильма Ренаты Литвиновой «Северный ветер».

Рената — одна из тех представителей культуры и искусства, которая знает достаточно о любви и пытается её исследовать в своих работах. И этот фильм не стал исключением. Смотреть тем, кто является поклонником этой дамы (остальные, скорей всего, не примут её в очередной раз, как и её наставника-самородка Киру Муратову, именно ей посвящён фильм...), ведь даже не совсем важно о чём она говорит, а главное — как она это делает. Её мир угадывается во всех деталях фильма. Это словно сон о любви, где нитью Ариадны (видимой и невидимой) связаны герои, диалоги и музыка. Как говорит сама Литвинова, что Земфира в этот раз написала лучшее, что возможно, и лучше уже ничего не напишет. А именно музыкальные композиции дополняют эту историю вселенского матриархата. Пожалуй, соглашусь, что Земфире сегодня удаётся в незамысловатых, казалось бы, десяти словах отразить всю сущность бытия. Это гениально!

Рената Литвинова в этот раз показала практически все виды и стороны любви, радости и сложности, над которыми человек не властен, как бы ему не хотелось. Она втягивает зрителя в этот мир. «Втянуло», — скажет тот, кто почувствует аромат любви в этом фильме и любовь к героям, или... не втянуло, ведь, тема запаха тоже прослеживается в фильме, и неспроста, ведь одна из теорий о любви связано именно с запахом, объясняя, почему мы любим того или иного человека. В фильмах Ренаты Литвиновой важна атмосфера. И что удивительно, пока не могу найти объяснения, но когда на экране усиливались порывы северного ветра, то это чувствовалось не во сне, а наяву. Призрачный кинематограф Ренаты Литвиновой... Дополнением к теме о любви является другой фильм «Кто-нибудь видел мою девчонку?», который тоже выпущен российским режиссёром — Ангелиной Никоновой. Здесь можно, конечно, покритиковать, тем более, что фильм об истории любви кинокритика и музы, но не буду в этот раз, просто посмотрите и сделайте свои выводы.

А пока ещё немного о любви...

Теме любви посвящены и проза, и поэзия, но сегодня я хочу поделиться некоторыми размышлениями российского философа, культуролога и филолога Михаила Эпштейна. В 2011 году вышла книга «SolaAmore. Любовь в пяти измерениях». Это опыт обоснования новой дисциплины, эротологии, которая, в отличие от сексологии, рассматривает не только физические, но и психологические, эстетические, лингвистические, религиозные измерения любви.

Вы когда-нибудь обращали внимание на слово «человек»? Что в нём скрыто? В сердцевине русского слова читается английское love — любовь. Чеloveк — это существо любящее и призванное к любви. «Только влюблённый имеет право на звание человека», — писал Александр Блок. Любовь — это обретение человеком полной меры себя. В русском языке, как и во многих других, слово «любовь» обозначает множество разных и несоизмеримых вещей: любовь к Богу и женщине/ мужчине, к родине и к мороженому. Такая «глуповатость», неразборчивость слова имеет свой смысл и даже свою мудрость, поскольку указывает на всеобъемлющую любовность человеческого существа. Эпштейн от человека переходит к любви в пяти измерениях. Это очень интересно, но потребует много времени для воспроизведения.

Остановлюсь на его исследовании «Четыре стороны любви», которое появилось до выхода книги. С одной стороны, любовь — чувство настолько цельное, что разбивать его на части кажется кощунством. Ведь и призвание любви — соединять двоих в одно целое. С другой же стороны, именно поэтому так важно понимать из чего состоит любовь, что входит в её состав, чтобы не принять за любовь лишь одну из её частей.

Четыре основных составляющих любви: желание, вдохновение, нежность и жалость. Желание и вдохновение — то, чем одаряет любимый любящего. Нежность и жалость — то, чем любящий одаряет любимого.

Итак, о каждой стороне.

Желание — самая понятная, физиологическая и как будто физически заданная сторона любви. Между любящими возникает магнитное поле, их всё время тянет друг к другу, хочется быть так близко, чтобы уже не отличать себя от не-себя. Физическое желание в любви перестаёт быть хотением. Хотеть можно чего-то потребимого и сразу насыщающего: еды, воды, материальных благ и удобств, в том числе и физической ласки. Желание — это не только телесное влечение, но и душевная невозможность обойтись без другого. Душа другого человека — вот главный предмет желания.

Вдохновение.

Желание — это болезнь другого, переполненность, беременность этим другим. Вдохновение — это роды желания. Желая другого человека, вбирая его в себя, ты заново его рождаешь — уже из себя, чтобы он мог стать другим, чтобы на свет родился новый человек, созданный твоим вдохновением. Главное, любовь создаёт нового меня, каким я себя ещё не знаю. И новую её/ его, неизвестную самим. Вдохновение — это взаимное преображение любящих. Не только условное, мечтательно-фантастическое преображение в глазах другого. У Стендаля любовь описана как «кристаллизация». Подобно тому как голая ветка, опущенная в насыщенный соляной раствор, быстро обрастает ослепительными кристаллами. Любовь дышит воздухом возможностей, она нуждается в постоянном обновлении себя и другого.

Нежность.

Из всех четырёх свойств любви это труднее всего описать. Нежность — это имя самоотдачи, которая всё, приобретённое любовью, теперь отдаёт любимому, стелется перед ним и вокруг него, охраняя каждый шаг. Нежность — это имя мягкости. Нежность почти ангелична и вместе с тем очень телесна. Это райская чувственность.

Жалость.

Жалость легко спутать с нежностью, но это чувство более смелое и дальше идущее. Очень опасно принимать жалость за любовь, но ещё опаснее — исключать из любви чувство жалости. Предмет жалости — это слабости любимого, его нехватки, боли, страдания, незнания, неумения. Любовь без жалости может быть страстной, вдохновенной, нежной, романтичной, очень сильной, но ей не достаёт той слабости любимого, в которую можно вложить силу.

Итак, четыре составляющих любви. Нельзя сказать, какая из них важнее. Нельзя предсказать, какой из них начнётся любовь, а какими будет дальше выращена до неделимого целого. Все мы разные, и любовь поворачивается к нам то одной, то другой стороной, но смысл любви как раз в том, чтобы достраивать нас, частичных, до целого, вписывать наши разносторонние, перекошенные четырёхугольники и ромбики в свой растущий круг. С чего бы ни начиналась и чем бы ни становилась любовь, она может остаться любовью, лишь соединив в себе желание, вдохновение, нежность и жалость.

Дарите любовь! Любите и будьте любимы!

Комментарии для сайта Cackle