Слышать, чтобы жить!

00:00
556

Для хорошей адаптации в окружающем мире природа наградила человека органами чувств, благодаря которым он имеет возможность видеть, слышать, чувствовать запахи, прикосновения, ощущать вкус. Будучи здоровыми, мы не замечаем мелочей, нюансов, и лишь потеряв возможность видеть или слышать, начинаем ценить обыденные вещи. Так, теряя одно из звеньев единой непрерывной системы, люди замыкаются в себе, у них возникает дискомфорт, появляется некая ущербность и страх быть не такими, как все. Например, без слуха невозможно воспринимать окружающий мир во всей полноте и общаться с людьми на равных. Слабослышащий или вовсе глухой человек всё время находится в напряжении, любой разговор становится для него стрессовой ситуацией.

Валентина Кожемяк

Автор фото: Валентина Кожемяк

По статистике, в России уже более 13 млн. глухих и слабослышащих людей, а в мире в целом к 2025 году эта цифра увеличится до 900 миллионов человек! Прогнозы неутешительные, и эта проблема сейчас стремительно молодеет. Снижение слуха может возникнуть в результате воздействия чрезмерного шума (уличный шум, громкая музыка на концертах, в автомобиле, через наушники и т.п.), увеличения продолжительности жизни и старения населения, различных травм и болезней. На его отсутствие, как правило, влияет и наследственность. Вероятность рождения глухого или слабослышащего ребёнка резко возрастает (более 50 %), если один или оба родителя страдают наследственной формой глухоты. Также к врождённой тугоухости могут привести заболевания матери во время беременности - краснухой, гриппом, паротитом, алкоголизмом и наркоманией или работа на предприятиях с повышенной вредностью.

Как жить и адаптироваться в социуме, чтобы тебя воспринимали и общались с тобой на равных? Культура общения и взаимопонимания закладывается с юного возраста. На раннем этапе именно от родителей зависит внутреннее состояние ребёнка, его дальнейшее существование среди обычных людей. Детей с нарушением слуха обязательно нужно отдавать в общеобразовательные школы, детские сады, среди здоровых детей они быстрее научатся говорить, реагировать и понимать человеческую речь, а квалифицированные специалисты помогут им в этом. Так впервые в 2009 году в детский сад «Машенька» г. Сургута начали принимать слабослышащих детей, которые воспитывались вместе со здоровыми. В этот эксперимент мало кто верил, но сурдопедагоги, логопеды, воспитатели сделали невозможное возможным. Их уникальные методики, знания и опыт теперь успешно применяются на практике и в других образовательных учреждениях города.

По словам Светланы Ильющенко, учителя-дефектолога детского сада, в учреждении есть дети как со слуховыми аппаратами (I, II степени тугоухости), так и с кохлеарными имплантами (III, IV степени глухоты). На данный момент реабилитацию проходят 7 детей, двое из которых носят слуховые аппараты, остальные - кохлеарные импланты. Дети разновозрастные и с разным уровнем речевого развития. Занятия с ними проводятся по двум направлениям: развитие речи и слухового восприятия и обучение произношению. Ежедневно проходят индивидуальные занятия, которые длятся 15 минут, и подгрупповые (принимают участие двое детей) по 25 минут.

- В работе я использую стимульные материалы и упражнения из программы «Я слышу мир», разработанные специально для детей после кохлеарной имплантации и для их реабилитации, а также программу для слабослышащих детей. Конечно, легче всего работать с детьми, у которых приобретённая тугоухость, потому что до определённого возраста ребёнок имел возможность слышать, и в онтогенезе некоторые этапы речевого развития у него заложены и пройдены - это гуление, лепет, неологизмы (словотворчество). Людьми с врождёнными нарушениями речь воспринимается как сплошной поток звуков, шум, как правило, у них отсутствует реакция на происходящее во внешней среде. После проведения операции по кохлеарной имплантации, слухопротезированию наступает самый сложный этап - реабилитация, когда необходимо научить ребёнка слушать, слышать, понимать речь и в конечном итоге - говорить.

На первом этапе необходимо выработать у него условно-двигательную реакцию на звуки. В этот момент необходимо, чтобы ребёнок научился реагировать на услышанный им звук каким-либо действием, а затем и звукоподражанием (хлопнуть в ладоши или повторить звукоподражания, такие как «Ап-ап, кап-кап, би-би», когда услышал звук). Весь процесс проходит в виде игры, я показываю ребёнку картинку и в виде рассказа стараюсь поговорить с ним с помощью слов и бытовых жестов. Если он слышит меня, то показывает на картинку. Говорю с собеседником через устройство «экран» (специальная лопаточка, для этой цели можно использовать и ладонь, и простой лист бумаги), закрывая при этом ротовую часть, чтобы ребёнок не смог считать информацию по губам, а воспользовался исключительно слухом. Тем самым происходит развитие номинативного словаря (набор имён существительных). Освоив этот уровень, переходим к изучению прилагательных и глаголов. На всех этапах работы необходимо чётко и выразительно проговаривать материал, используя мимику и эмоции. Тренируемся произносить звуки перед зеркалом, работаем с простыми сюжетными картинками, музыкальными инструментами. На третьем этапе задача усложняется, занятие уже строится в форме диалога и обсуждения какого-либо рассказа. Главное, чтобы ребёнок адаптировался и подстроился под ситуацию.

У людей с нарушением какого-либо органа чувств больше развиваются другие звенья системы. По моим наблюдениям, у слабослышащих детей хорошо развито зрительное восприятие и память. В большинстве случаев такие дети зависимы от эмоционального настроя и реакции специалиста, им необходима поддержка, похвала, в то же время они любознательные, активные, им всё интересно потрогать, пощупать, они тянутся к знаниям. Но скованность ощущается в координации движений и общей моторике.

После занятий обязательно даю задание на закрепление материала. Родители, в свою очередь, должны принимать непосредственное участие в процессе, заниматься с детьми, помогать им и поддерживать их. Поначалу мамы и папы присутствуют на открытых уроках со специалистом, наблюдают за общением, как это нужно делать правильно. Я даю им рекомендации, раз в две недели провожу с родителями индивидуальные консультации, а специалисты учреждения у нас проводят круглые столы и мастер-классы для мам и пап. Ведь без нашего взаимодействия не произойдёт социализации ребёнка в обществе.

Радует, что здоровые дети внимательны к слабослышащим ребятам, они все вместе играют, общаются. Необходимо с раннего возраста прививать им такие качества, как толерантность, сочувствие и сопереживание по отношению к людям с какими-либо нарушениями здоровья. И, безусловно, такие дети могут и должны жить нормальной полноценной жизнью, учиться в общеобразовательных школах, университетах, получать профессию и работать на предприятиях. Главное - желание и стремление двигаться вперёд и совершенствовать свои знания и навыки, -рассказала Светлана Ивановна.

Всего за 5 лет работы со слабослышащими детьми детский сад «Машенька» успешно окончили 4 выпускника. Кто-то в силу определённых обстоятельств сейчас обучается в специализированных школах или находится на домашнем обучении, а кто-то - в общеобразовательных учреждениях. Но самое главное, для успешной адаптации ребёнка в обществе необходимо его собственное желание и стремление к выздоровлению. Прекрасное тому доказательство - восьмилетний Егор, который учится в 1 классе общеобразовательной школы Сургута. По словам его мамы, ребёнок испытывает некоторый дискомфорт, иногда комплексует по поводу аппарата, но ребята, которые его окружают, не дают ему возможности замыкаться в себе. Они с удовольствием с ним общаются, играют, помогают в сложных ситуациях. Егор среди своих сверстников чувствует себя как рыба в воде, он настоящая душа компании. Послушный, активный, в некоторых ситуациях упрямый, открытый и общительный мальчик.

- В 3 месяца Егор переболел менингитом. На обследовании в Санкт-Петербурге нам поставили диагноз - IV степень глухоты. В неполные три года мы сделали ему операцию по кохлеарной имплантации. Я рада, что есть такая технология, которая позволяет вернуть ребёнку слух. В садике ему уделялось особое внимание, с ним занимались воспитатели, логопеды, дефектологи, там его научили говорить и распознавать звуки. До сих пор с воспитателем созваниваемся, делимся своими успехами, советуемся, - поделилась мама Егора Любовь Юрьевна. - Вопреки всем рекомендациям, отдали Егора в обычную школу, потому что только так он будет чувствовать себя нормальным ребёнком, ему легче будет социализироваться, к тому же среди здоровых детей он быстрее научится говорить. Сейчас речь у него понятная, есть, конечно, дефекты в произношении некоторых букв, но он довольно хорошо слышит и понимает людей. Читает 13 слов в минуту, в то время как стандартный показатель для первоклашек 10-12 слов. Когда рассказывает стих или читает, то постоянно спрашивает: «Я правильно сказал?» - уточняет, поняли ли его. В этом плане он сильно переживает. В школе дополнительно занимается с логопедом, старается учиться, ему легко даются математика и физкультура. Любит ходить в бассейн, думаем, у него есть все шансы стать профессиональным спортсменом, зимой с удовольствием катается на коньках. Сейчас его главная мечта - квадроцикл.

Потеря слуха сегодня не является приговором на всю жизнь. Ведь прогресс не стоит на месте. Теперь слуховые аппараты нового поколения становятся всё меньше, а «умеют» всё больше, позволяя слабослышащему человеку не замечать проявлений своего заболевания, полноценно жить и общаться, работать, слушать музыку. Эти маленькие устройства практически незаметны для окружающих, даже сам человек порой забывает, что носит слуховой аппарат. Поэтому не стоит откладывать проблему в долгий ящик, помните: ключ к выздоровлению ребёнка - в ваших руках!

Валентина Кожемяк, воспитатель логопедической группы детского сада «Машенька» г. Сургута.