Коренные жители Югры строят новые стойбища

16:00
1.60K
Коренные жители Югры строят новые стойбища

О поддержке коренных малочисленных народов Севера и о том, как ведётся диалог с компаниями недропользователей, журналистам рассказал Олег Стипанюк, начальник службы по работе с коренными малочисленными народами Севера администрации Сургутского района, на пресс- конференции 14 ноября.

ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ

В Сургутском районе распо­лагается 157 территорий тради­ционного природопользования, на которых проживает более 2,5 тысячи коренных малочислен­ных народов Севера (КМНС), ведущих традиционный образ жизни. Ханты и манси осущест­вляют охотничий и рыбный про­мысел, сбор дикоросов, занима­ются оленеводством. Как отме­тил Олег Стипанюк, в районе сохраняется высокий уровень оленеводства. Сейчас поголовье оленей составляет более 10 ты­сяч голов, порядка 250 частных одиночных хозяйств.

Для того чтобы сохранить тра­диционный образ жизни КМНС, в Сургутском районе реализует­ся государственная программа социально-экономического раз­вития КМНС, где предусмотре­ны меры поддержки в виде суб­сидий, грантов, в том числе на обустройство мест традиционно­го природопользования, на укре­пление материально-техниче­ской базы, приобретение оленей, а также на развитие оленеводче­ских хозяйств, этнотуризма.

За последние три года 31 се­мья получила субсидии на обустройство территории тради­ционного природопользования, благодаря чему в районе по­явились новые стойбища, обо­рудованные по всем правилам. 33 человека обратились за под­держкой в приобретении матери­ально-технических средств. Ко­ренные жители чаще всего берут снегоходы «Буран», лодки, мото­ры, спутниковые телефоны, сани к «Буранам», охотничье снаря­жение, ружья, боеприпасы. Че­тыре семьи получили субсидии на покупку северных оленей.

ПОДДЕРЖКА ОТ МУНИЦИПАЛИТЕТА

– Основные силы нашей служ­бы направлены на сохранность традиционного образа жизни коренных малочисленных наро­дов Севера, – заявляет Олег Сти­панюк. – Помимо государствен­ной программы мы реализуем муниципальную программу соци­ально-экономического развития КМНС Сургутского района, в ко­торой предусмотрено бесплат­ное (до трёх дней) проживание коренных жителей в гостиницах Сургута, Русскинской, Угута. Мы это делаем для того, что­бы у них была реальная возмож­ность выехать в те поселения, к которым они относятся. По­тому что у них часто возникает в этом необходимость. Скажем, требуется переоформить какие- либо документы, подать доку­менты в департамент, задать вопросы нам – всё это требует выезда.

МОЖНО ДОГОВОРИТЬСЯ

Олег Стипанюк также рас­сказал, как складываются отно­шения с недропользователями, и как при этом защищают интере­сы коренных жителей района:

– Чаще всего вопросы возни­кают при размещении объектов компаниями топливно-энергети­ческого комплекса. В таких слу­чаях мы предварительно знако­мимся с местом расположения объекта, выясняем, относится ли оно к пастбищам, где выпаса­ют оленей. Связываемся с корен­ными жителями, спрашиваем у них, какие возникают в связи с этим проблемы. При согласова­нии строительства объекта мы встаём на сторону КМНС. Если это мешает развитию олене­водства, рассматривается ва­риант перемещения объекта на другое место. Если невозможно перенести объект, тогда мы по­могаем переехать на новые ме­ста коренным жителям, сюда входит и перенос избушек, и строительство новых коралей.

Бывают и другие случаи, на­пример, на этот объект будут заходить олени. Специалисты службы разговаривают с пред­ставителями компаний, и многие из них идут на уступки. Как по­яснил начальник службы, с мест­ными жителями, которые живут в лесу и ведут традиционный образ жизни, легко договорить­ся за круглым столом. Они сами могут объяснить, чем им мешает тот или иной объект и что мож­но сделать, чтобы от него было меньше вреда.

ВОВЛЕЧЕНИЕ В БИЗНЕС

В последние годы служба по работе с КМНС вовлекает коренных жителей в среду раз­вития малого и среднего предпринимательства. И уже есть положитель­ные прецеденты. Созда­ются предприятия. Все они проходят сертифи­кацию, выдерживают нормы СанПИНа. Если люди хотят реализовы­вать свою продукцию на рынках, то должны знать, что эти требова­ния будут предъявляться. В основном это, конечно же, относится к мясной продукции – оленине.

– За здоровьем пого­ловья мы следим, – за­веряет Олег Стипанюк, – плотно работаем с ветеринарными служ­бами, с компаниями не­дропользователей. До­ставляем ветеринаров на стойбища вертолё­тами. Обследование по­головья у нас проходит всегда на высоком уровне. Наши специалисты также принима­ют участие в обследовании оле­неводческих хозяйств. Здоровье оленей в районе – на высоте.

Чем ещё хотят заниматься ко­ренные жители в сфере бизнеса? Самым привлекательным для них является этнотуризм, за по­следнее время своё дело открыли четыре человека. Хотя, по мне­нию Олега Игоревича, в прин­ципе любая хантыйская семья может заниматься этнотуризмом, потому что каждая из них уни­кальна, у каждой свои особен­ности.

СОЗДАТЬ КОНКУРЕНТНУЮ СРЕДУ

Если говорить о заготовке и переработке дикоросов, сейчас в Сургутском районе успеш­но работает предприятие ООО «Кантык-ях», которое заготав­ливает продукцию в Угуте, Рус­скинской, Нижнесортымском и реализует её в Сургуте. Конечно, лесным жителям, проживающим на стойбищах, легче сдавать яго­ду оптом предприятию, другое дело, не всех устраивает цена закупки, и чаще всего ханты и манси торгуют дикоросами на обочинах дорог или везут в посе­ления. О том, как убрать корен­ных жителей с трассы, думают в районной администрации.

– Мы не можем дать ко­ренному жителю субсидию. Субсидируется предприятие, которое занимается скупкой, – признаётся Олег Стипанюк. – И потом у многих ханты это уже привычка. На мой взгляд, долж­но быть не одно такое пред­приятие, а несколько, чтобы не было монополии. Когда возник­нет конкуренция, тогда, думаю, коренные жители начнут про­являть интерес к тому, чтобы сдавать дикоросы предпри­ятиям, а не стоять на трас­се. Сейчас таких предприятий мало, мало общин. За последние годы я услышал, что только трое представителей корен­ной национальности готовы открыть своё дело по заготов­ке дикоросов. Выйдут ли они в свет, пока сказать сложно.

Таким образом, предпосылки к созданию предприятий есть, сами коренные жители изъявля­ют желание попробовать свои силы в бизнесе, пускай их пока мало. Служба по работе с КМНС работает. Олег Стипанюк верит, что, в конце концов, лёд тронет­ся. Сколько лет на это потребует­ся? Год-два?.. Важно, чтобы про­цесс пошёл, как это произошло в сфере этнотуризма. Не хочется допускать сюда пришлых пред­принимателей, когда ими могут быть свои, коренные. Им и карты в руки. 

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Галина ВЕЧ ФОТО Алексея АНДРОНОВА, Александра ЗАИКИ
Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации