Экспедиция сургутского краеведческого музея в Сургутский район

12:25
2.31K
Экспедиция сургутского краеведческого музея в Сургутский район

15 июля завершилась очередная этнографическая экспедиция Сургутского краеведческого музея в Сургутский район. Две недели на стойбищах сургутских ханты в бассейне реки Тром-Аган работали сотрудники музея Татьяна Исаева, Ольга Стародубова и Александр Заика. В этом году особое внимание специалисты уделяли оленеводческому быту коренного населения Сургутского района, способам содержания и ухода за стадом.

Журналист «Вестника» расспросил о подробностях этой поездки Ольгу Стародубову, старшего научного сотрудника отдела археологии, этнографии и природоведческих исследований.

– Ольга Викторовна, куда конкретно вы ездили?

– В бассейн реки Ингу-Ягун, это приток реки Тром-Аган.

– Это не первая экспедиция музея в Сургутский район?

– Этнографические экспедиции музей проводит с 90-х годов прошлого века. Потом был перерыв в середине 1990-х, и с 2003 года стараемся проводить их практически ежегодно.

– Вы отправляетесь к определённым хантыйским семьям?

– Зачастую мы ездим по знакомым семьям, договариваемся заранее, когда люди могут нас принять, уделить нам время. Но бывает и так, что знакомиться с новыми людьми и налаживать отношения приходится на месте. К примеру, первую часть нынешней экспедиции, где я принимала участие, мы провели в семье наших хороших друзей, с которыми дружим и работаем не один год. А вот на втором этапе мои коллеги приехали к новым для нас людям, с которыми, мы надеемся, также сложатся добрые и долгие отношения.

– У вас была тема, связанная с оленеводством. Сколько оленей у семьи, в которой вы гостили?

– Около 100 голов, это большое стадо.

– А как хозяева организуют быт для людей, которые не привыкли жить в тайге?

– Музейные работники отправляются в лес достаточно подготовленными. Специфика природных условий, география стойбища – традиционное расположение хозяйственных и жилых построек, деление на унитарную и сакральную зоны, бытовые и поведенческие нюансы – это всё мы держим в голове!

– Но этого нет в головах наших читателей. Вы жили в доме или палатках? Пользовались спальниками?

По опыту наших экспедиций могу сказать, что особых условий для гостей жители тайги не создают. Если мы приезжаем в семью, где принято ставить чум, мы спим вместе со всеми – в общем чуме. Если они живут в бревенчатом доме, то нам выделяют спальные места в помещении. Спальники обычно не нужны: у хозяев бывает достаточное количество постелей и одеял. В июне, в период комаров, нам так же, как и всем членам семьи, натягивают сшитые из лёгких тканей пологи над спальными местами. Непередаваемые ощущения – отдыхая в пологе и слушая назойливый комариный писк, знать, что им до тебя не добраться!

– И вы 10 дней наблюдали только за оленями?

– Одной из задач нашей экспедиции была фотосъёмка оленей. Но сначала природные условия нам здорово мешали: погода благоприятствовала оленям, а не нам. Олени ходили по бору, ели ягель и наслаждались жизнью. Поскольку ветер отгонял от них комаров и прочий гнус, они не спешили возвращаться к людям. Так что оленей нам удалось поснимать только в последний день, когда стих ветер и гнус выгнал их к нам в руки. На втором этапе коллегам повезло больше!

– Какие ещё задачи ставила экспедиция?

– Нам интересны многие нюансы материальной и духовной культуры сургутских ханты: особенности ведения хозяйства, традиционные промыслы и их развитие, представления об окружающем мире и месте человека в нём, традиционная топография. Не обходим вниманием и фольклорные традиции.

– Что-то записали на сей раз?

– Да, несколько сказаний, связанных с Тром-Аганской землёй.

– Сказания об оленях?

– Не совсем, но олени тоже фигурировали, – как транспорт! Удалось записать некоторые приёмы народной ветеринарии для лечения этих прекрасных животных. К примеру, для сращивания переломов ног практикуется наложение деревянных шин. Такой же «гипс», кстати, используется и для собак.

– Ольга Викторовна, а вы не боитесь оленей?

– Нет, но только не в период гона, тогда им лучше на пути не попадаться. С этими животными бывают и забавные случаи. Несколько лет назад в экспедиции на одном из озер бассейна Тром-Агана нам встретился олень-воришка. Это был старый самец, который свободно перемещался по стойбищу. Особенный интерес он проявлял к летней кухне, и стоило хозяйке отвлечься, оставив остывающую уху без присмотра, он без зазрения совести окунал морду в котёл и с чавканьем поглощал лакомство. А сам – красивый, светлой масти, рога развесистые, даже не заподозришь, что он такой хулиган.

– Сколько фото вы привезли?

– Около 2500. Здесь не только олени, но и сюжеты традиционного быта, связанные с промысловой и хозяйственной деятельностью, различными сферами повседневной жизни, а также материальные объекты. Фотографий отсняли достаточно много, все они требуют тщательной обработки и анализа. Часть будет опубликована в различных издательских проектах музея, часть попадёт в выставочные проекты, а часть останется в архивах как визуальный источник для исследовательской деятельности.

– Как бы вы определили жителей тайги двумя словами?

– Жители леса отличаются от сумасшедших горожан неторопливостью и несуетливостью. Этого нам очень не хватает. Лично меня привлекает именно это – я рядом с ними отдыхаю. Возле таких людей начинаешь дышать полной грудью, мыслить ясно и чувствовать себя сильнее.

– Ольга Викторовна, какие ещё экспедиции проведёт музей в этом году?

– Мы предполагаем, что вскоре у нас состоится экспедиция на границу с Надымским районом, где проживает знакомая семья тром-аганских ханты.

– «Вестник» желает вам удачи!

Справка

Летнее время – тяжёлый период для оленей. Ханты стараются облегчить жизнь животным и спасают их от гнуса с помощью дымокуров. На территории летних стойбищ оленям ставят «олений дом» – это деревянный сруб с навесом, в центре которого устанавливают дымокур. Раньше для этих целей выкапывали яму-очаг, в глубине которой тлели головёшки, поверх них укладывали пласты болотного мха-сфагнума. Сейчас многие модифицируют дымокур, используя железные ёмкости. В такие бочонки могут укладывать крупные и толстые чурки непросохшего дерева. Сверху бочки прикрывают железными листами, но не плотно, – для того, чтобы дым выходил наружу. Дымокур обязательно огораживают от оленей во избежание пожара. Дымокуры ставят не только внутри «оленьего дома», но и на открытом воздухе внутри загона.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации