​Коллекция камней определила будущее сургутского нефтяника Илдуса Усманова

10:45
3.83K
​Коллекция камней определила будущее сургутского нефтяника Илдуса Усманова

Илдус Усманов с детства мечтал о геологии. Так повлияла на него коллекция красивых камней, хранившихся у соседа-геолога. Поэтому по окончании школы парень выбрал геологический факультет МГУ.

Знания как фундамент

Можно было, конечно, поступить и в знаменитую «керосинку» – академию имени Губкина, но этот вуз прочно ассоциировался в сознании с профессией нефтяника, а Илдус хотел стать именно геологом. Потому выбор и пал на МГУ, и сегодня считающийся самым престижным российским университетом. Конкурс, вспоминает Усманов, для МГУ был сравнительно небольшой – пять – шесть человек на место.

После первого и второго курса студенты ездили в Крым, на учебный полигон МГУ под Бахчисараем. Там они на практике познавали науку минералогию, как заправские геологи, с планшетами и рюкзаками лазили по горам, и у Илдуса Усманова появилась возможность собрать собственную коллекцию минералов.

После третьего курса парень побывал на практике в родной Татарии, а после четвёртого – в Сургуте. В Сибири будущему геологу понравилось:

– В Татарии всё устоявшееся – туда ходи, сюда не ходи. А тут – такой простор! Практику я в Обьнефтегазгеологии проходил, в бригаде по испытанию скважин на Холмогорском месторождении. Там рыбалка в период между вахтами, охота весной. В общем, в Сибири всё по-другому – и простор, и люди иные.

Так последняя студенческая практика предопределила будущее, и в 1977 году Илдус Усманов приехал в Сургут. Узнав, что главным геологом в НГДУ «Сургутнефть» работает легендарный Рафкат Мамлеев, устроился туда. Правда, не геологом, а оператором в цех подземного капитального ремонта скважин. Потом попросился на должность помбура.

Легко ли геологу освоиться в нефтяной промышленности? Да, в технологию нефтедобычи на геологическом факультете студенты не вникают. Но эффективно эксплуатировать буровое и нефтепромысловое оборудование возможно лишь в том случае, если имеешь хотя бы общее представление о строении недр. Таково мнение Илдуса Шагалиевича.

К тому же задача университета – дать фундаментальное образование плюс способность переучиваться, искать и находить какие-то сведения самому. Так что впоследствии Илдус Усманов и курсы повышения квалификации в Уфе проходил, и изучал специальную литературу самостоятельно. К счастью, у него оказались хорошие учителя. Наш герой с большой благодарностью вспоминает сегодня первого начальника НГДУ «Лянторнефть» Мухтара Бахтиганиевича Назаргалеева.

– Человек он оказался порядочный, грамотный специалист, все молодые у него учились, – говорит Илдус Шагалиевич.

Было это уже в следующем, 1978 году, когда Илдус Усманов попал в Лянтор, вернее, тогда ещё Пим.

– Запомнились река, природа и 15 – 20 домов, вытянувшихся вдоль берега, село Пим. Здесь было три скважины, дожимная насосная станция и штук 15 вагончиков для работников НГДУ «Сургутнефть». Буровыми работами занимались два предприятия – из Саратовской области и Башкирии. Помню, как приезжали на лодках ханты, перегораживали реку и вешали большие длинные кошёлки-атармы (сети). За ночь ловили до 30 тонн рыбы и сдавали её на рыбоучасток, – рассказывает о тех временах наш герой.

В Лянторе Илдус Шагалиевич отработал день в день десять лет, и в декабре 1988 года, когда образовалось НГДУ «Нижнесортымскнефть», его перевели туда на должность главного инженера. Позднее он возглавил это управление и с должности начальника НГДУ ушёл на пенсию.

У истоков родовых угодий

Недобрым словом вспоминает Илдус Усманов активистов природоохранных движений, которые в конце 1980-х – начале 1990-х годов начали настраивать местное население против нефтяников. Коренных жителей наш герой помнит ещё по Лянтору, когда они то бензин просили, то помощи в ремонте моторов. Характеризует их как исключительно рассудительный, адекватный и дружелюбный народ.

Но тогда, на сломе эпох, менялось многое. Нефтяникам пришлось остановить работы на Тянском месторождении и начать переговоры с аборигенами. Именно тогда в нашу жизнь вошло понятие «родовые угодья». Кто первый произнёс это словосочетание, Илдус Шагалиевич сегодня затрудняется сказать, но именно он принимал самое непосредственное участие в разработке и принятии положений о родовых угодьях, в которых были учтены пожелания местных жителей.

Одно из первых экономических соглашений между нефтяниками и коренным населением было заключено при разработке Тянского месторождения. День Илдуса Усманова начинался тогда с того, что он садился в вертолёт и «летал по хантам». Агитировал, беседовал, рассказывал. Объяснял, где пройдут дороги, трубопроводы, ЛЭП, расположатся буровые установки, поставят шлагбаум, чтобы непрошеные гости не приезжали на месторождения и родовые угодья.

Если на участке, который интересовал нефтяников, жила аборигенная семья, договаривающиеся стороны приходили, как любил говаривать тогдашний президент СССР Михаил Горбачёв, к консенсусу. Местных жителей перевозили в другое место, строили им домики, давали компенсационные выплаты, моторные лодки, снегоходы «Буран», моторы, топливо, автономные электростанции, при наличии технической возможности подключали к ЛЭП.

От администрации Сургутского района в переговорах участвовали свои представители, чтобы не было потом обвинений, что нефтяники «уболтали» местного жителя. Иной раз собрание затягивалось на целый день. Договор заключался с каждой семьёй плюс общий договор был по всему муниципалитету. Илдус Шагалиевич принял тогда участие в разработке немалого числа законодательных актов и положений, действующих на территории Сургутского района.

Защитить трубу от воды

Наш герой с удовольствием вспоминает посёлок Нижнесортымский, где ему довелось жить и работать целых 20 лет. Рассказывает, как выбирали для него место на берегу Пима, чтобы и сухо там было, и транспортная схема удобная. Как застраивали его хорошими жилыми комплексами чешского и финского производства. Как менялись условия на нефтепромыслах, когда генеральным директором Сургутнефтегаза стал Владимир Богданов: и новая техника, и технологии появились, и общежития с душевыми, и современные котельные. Всё даже лучше, чем на Аляске, где Илдусу Шагалиевичу тоже довелось побывать.

– Мне повезло, что работал в Лянторе и Нижнесортымском. И люди хорошие попадались, и грамотные специалисты, – говорит сегодня Илдус Усманов.

«Организовал слаженную работу производственных цехов, участков, что способствовало успешному выполнению и перевыполнению предприятием плановых заданий. Под его непосредственным руководством разрабатывалось 16 месторождений, новые перспективные методы добычи нефти, внедрялся комплекс мер по повышению надёжности нефтепромыслового оборудования», – так характеризуют работу Илдуса Шагалиевича в акционерном обществе.

Сам Илдус Усманов говорит на этот счёт, что в НГДУ «Нижнесортымскнефть» внедрялись все те новые технологии, которые применяются в ОАО «Сургутнефтегаз». Взять, например, ту же коррозию металла, которая служит наиболее частой причиной порывов трубопроводов. Именно на Тяне впервые стали делать переходы на эстакадах над рекой.

Затем руководство акционерного общества приняло решение внедрить в эксплуатацию установку предварительного сброса воды. Ведь это только на начальном этапе разработки месторождения, поясняет наш герой, нефть может быть совсем безводная или с малым содержанием воды. Затем её количество растёт, и вода разъедает трубу. Тогда было решено применить на месторождении трёхфазный сепаратор «Хитер-Тритер». В нём под действием реагентов вода отделяется и закачивается обратно в пласты. Эта технология дала двойной эффект – уменьшение объёма перекачиваемой жидкости и защиту трубопровода от коррозии.

Выйдя на пенсию, Илдус Шагалиевич продолжает следить за новостями нефтяной промышленности. К проекту добычи в Арктике относится положительно. В старых нефтеносных районах всё возможное уже сделано. А на арктическом шельфе запасы большие. Но суровый климат плюс подвижки льдов, рассуждает Илдус Усманов. Он бы и сам поехал в Арктику, если бы освоение началось раньше. Почему? Потому что по натуре авантюрист. В положительном смысле этого слова.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации