​Слесарь УБР-2 Анатолий Буланов чувствует себя своим в мире машин

11:02
2.05K
​Слесарь УБР-2 Анатолий Буланов чувствует себя своим в мире машин

Первым техническим устройством, которое собрал Анатолий Буланов своими руками, стал самодельный мопед. Шестиклассник арзамасской средней школы мечтал о какой-нибудь технике, но скромные возможности семьи, где родители растили четверых детей, не позволяли сделать такую покупку.

Тогда Анатолий на заработанные 20 рублей купил разобранный двигатель от мопеда, сам, без чьей-либо помощи, его собрал и установил на велосипед. Долго мучился, но всё-таки завёл. В итоге мопед, собранный на основе старого велосипеда и изношенного мотора, носился по дорогам лучше всех. Анатолий даже на гору забирался на нём без помощи педалей.

Мастер из Арзамаса

Детское увлечение техникой стало профессией на всю жизнь. После школы парень устроился на работу учеником слесаря-моториста и всего за год повысил квалификацию со второго разряда до пятого. Начальник тогда сказал:

– Ты работаешь на шестой разряд, но дать пока можем только пятый.

Потом бригадир предложил Анатолию перейти на сдельную оплату труда. Парень согласился.

Оклад к работе не стимулирует. На окладе день прошёл – и ладно, – говорит сегодня Буланов.

Так начальник, увидев его наряд-заказ, поверить не мог, что какой-то пацан-раздолбай отремонтировал за месяц столько двигателей. Даже поинтересовался у бригадира, не помогал ли кто молодому рабочему.

Потом была служба в стройбате, где Анатолий трудился плотником и каменщиком. Здесь ему присвоили третий разряд, хотя в реальности работу он выполнял по пятому.

После армии Буланов вернулся в родной Арзамас, а вскоре отправился покорять Западную Сибирь. Стремление к романтике совпало в данном случае с желанием купить самый престижный по тем временам автомобиль – «Волгу». Весьма распространённое желание среди тружеников Севера и БАМа по тем временам.

Анатолий нашёл попутчиков, которые ехали куда-то на Север, и отправился с ними в новую жизнь. Родителей поставил в известность за день до отъезда. Боялся, что они не поймут. Никто другой из их семьи в Сибирь не рвался.

За «Волгой» и романтикой – на Север

31 июля 1977 года (эту дату он запомнил на всю жизнь) Анатолий Буланов спустился с трапа Ан-24 в сургутском аэропорту. И прожил в этом аэропорту 12 дней. Утром он со своими попутчиками отправлялся в город на поиски работы, вечером возвращался обратно. В воздушной гавани Сургута таких было немало. Некоторые уже успели поработать на Севере и приехали снова.

Здесь же, в аэропорту, наш герой познакомился с парнем, который служил в армии с сыном бурильщика из Сургута Ивана Кочерженко. По совету Ивана Васильевича он и устроился в УБР-2 и… проработал там почти сорок лет. Круглую дату будет отмечать в августе.

– Никогда не думал, что дотяну до этого срока, – признаётся сегодня Буланов.

А тогда, в далёком 1977 году, Анатолий Иванович пришёл в УБР-2 и сразу с корабля на бал: попал на буровую.

– Романтика такая! Всё было по-другому, – говорит Буланов. Слово «романтика» он повторяет снова и снова, говоря о тех временах.

Его оформили на работу слесарем-ремонтником. Добрым словом Анатолий Иванович вспоминает бурового мастера Анатолия Манакова, под началом которого трудился несколько лет. Потом была работа в пусконаладочной бригаде, где ему предложили должность звеньевого, и как ни упирался Анатолий Иванович, пришлось возглавить пусконаладочное звено.

Ремонтники принимали буровую у вышкомонтажников и готовили оборудование «под ключ», с тем чтобы пришедшей сюда бригаде буровиков оставалось только кнопки нажать. Оборудование в те годы стоило дорого, и обслуживали его очень ответственно. И производственные успехи делили на всех.

Анатолий Иванович вспоминает, как в 1978 году нефтяники пробурили по 80 тысяч метров проходки, и тем, чья вахта работала без взысканий, в порядке поощрения выделили по две «Волги» на бригаду – автомобиль в те годы не только престижный, но и дефицитный, который не так-то просто было приобрести.

Позднее за производственные успехи стали выделять уже по три машины, одна из которых уходила во вспомогательные подразделения. Бригаде, где трудился Буланов, достались тогда «Жигули», и нефтяники распределяли машину голосованием.

Сравнивая современный быт на буровой с 1970-ми годами, Анатолий Иванович отмечает, что это небо и земля. Но хотя через шесть лет работы в УБР-2
Буланов приобрёл-таки собственный автомобиль, желания уехать с Севера не возникало никогда. Слово «никогда» Буланов произносит по слогам.

Техническое творчество

В производственной характеристике Анатолия Ивановича сказано, что в его активе четыре собственных рационализаторских предложения с подтверждённым экономическим эффектом. На самом деле их было больше, а на вопрос, когда он занялся рационализаторством, Буланов с обезоруживающей искренностью отвечает: «Да что я, помню, что ли!» И поясняет свою мысль:

– Оно ж само по себе делается. Если ты трудишься на буровой, то свою рабочую стратегию выстраиваешь сам, как тебе удобнее. Или приезжает человек, спрашивает, как сделать какую-нибудь производственную операцию проще. Ты думаешь, начальство сомневается, начинаешь убеждать…

Вот и получается, что мастер думает, как облегчить свой труд, и даже не подозревает, что называется всё это рационализаторством. К тому же для оформления рацпредложения нужно подавать официальную заявку, а возиться с бумагами Анатолий Иванович не любит.

Одно из рацпредложений Буланова связано с переделкой шнековой системы* американского очистного оборудования, позволяющего отделять шлам. Эта аппаратура была закуплена, когда началась разработка Тянского месторождения, где предъявлялись повышенные требования к экологии. Иностранное оборудование хоть и отличается надёжностью, но тоже иной раз требует починки, а американские запчасти обходятся недёшево. Поэтому шнековую систему и приспособили под оте-
чественные комплектующие, с тем чтобы вал и вкладыши, допустим, можно было использовать собственного производства. Экономия в этом случае налицо.

Вообще, Анатолий Иванович обожает что-либо конструировать в своём гараже. К примеру, он придумал разные приспособления для рыбной ловли, которые вызывают неизменный интерес у рыбаков. Увлекается горными лыжами. Делает чудо-квас из свежего берёзового сока. И планирует доработать до сорокалетнего юбилея своей трудовой деятельности в УБР-2. За доблестный труд удостоен медали «За трудовые заслуги» и наградного знака «Ветеран труда
ОАО «Сургутнефтегаз».


Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации