Приемная мама Светлана Лисовиченко – о самом главном

09:15
2.50K
Приемная мама Светлана Лисовиченко – о самом главном

Прошлые два года стали счастливыми для семьи Лисовиченко-Исмакаевых из поселения Тром-Аган. Семья заняла второе место в семейном фестивале-конкурсе «Семья крепка, как русская держава», проходившем в Сургутском районе в 2015 году. И стала дипломантом I степени творческого фестиваля замещающих семей Югры «Когда сердца живут одной судьбою» в номинации «Семейная мастерская» в мае 2016 года.

На мой взгляд, это не просто достижения, но своеобразный показатель или подтверждение того, что семья состоялась.

Большая заслуга в этом принадлежит, конечно же, матери - Светлане Викторовне. Она всю себя посвящает младшим детям – Тахмине и Шахрому. Тратит свои душевные силы на то, чтобы вырастить достойных людей, занимается ими неустанно.

Сегодня семья производит на окружающих самое благоприятное впечатление. Дети воспитанные, творческие, ходят на все кружки, какие есть в школе, с удовольствием участвуют в конкурсах и олимпиадах, получая дипломы, грамоты. Они хорошо учатся, часто ходят в библиотеку, в отличие от многих сверстников.

Эту семью по праву называют образцовой, на неё можно равняться всем. Хотя семья имеет статус замещающей, а дети - приёмных, отношения между ними такие, каких не сыщешь днём с огнём даже там, где вроде бы и дети кровные, а вот времени на их воспитание родителям не достаёт.

Пускай живут и радуются

Желание взять сироту в семью у Светланы Викторовны возникло не спонтанно, а сформировалось как-то постепенно. Свои дети выросли, сегодня дочери Олесе 27 лет, она замужем, живёт в Сургуте. Сын Макар в 11 классе, а в то время учился в шестом, сначала в Русскинском интернате, а потом мать перевела его в Ханты-Мансийский центр для одарённых детей, мальчик очень талантливый и умный.

Наверное, сыграл свою роль и пример родной сестры Светланы: они с мужем взяли ребёнка из Дома малютки. Светлана смотрела на малыша, сердце её щемило от жалости и нежности, и мысли возникли о том, что если бы каждый взял по ребёнку в свою семью, то сирот бы не стало совсем.

- Я подумала, дом у нас просторный, места достаточно, двор большой, животные, - рассказывает Светлана Викторовна. - И почему бы не взять ребёнка. Пускай живёт и радуется, чем он будет в детском доме маяться. Хотелось дать конкретному ребёнку счастья, любви, заботы, радости! Чтобы он улыбался. Потому что когда ребёнок улыбается, в доме счастье.

Светлана Викторовна написала заявление в комитет опеки и попечительства. Вскоре ей позвонили, сказали, что есть сироты, их двое: брат и сестра, четырёх и пяти лет от роду, что если сегодня не заберёте, завтра их отправят в детдом. Поехали, познакомились, забрали. Сначала была гостевая семья. Потом оформили документы. Так дети вошли в семью.

Узы крепче кровных

- Они знают, что они не мои кровные, но нас такие узы связывают, что даже, наверное, с родными не у всех бывает такая связь, - признаётся Светлана Викторовна. - Тяжело было, не скрою. Но постепенно все наладилось. Где-то через месяц стали меня мамой называть. А теперь мы всё вместе делаем, и уроки, и поделки, и отдыхаем. И я честно скажу: сейчас у нас проблем нет.

- Как же вам удалось справиться с ситуацией? – задаю я, возможно, бестактный вопрос.

Светлана Викторовна не хочет вспоминать о грустном. Для неё намного важнее то, какими они стали. Не имея специального педагогического образования, наша героиня сердцем поняла, как надо воспитывать детей, которых обстоятельства сделали «трудными», сумела протоптать дорожку в детские души, полностью изменив сознание искалеченных жизнью малышей. Она на собственном примере доказала, что любовью и добрым словом можно достучаться до сердца ребёнка.

Варежка под подушкой

Тахмина в первый же день все книжки перечеркала чёрным карандашом и «выколола» глаза людям и животным, нарисованным в книгах. И не играла в куклы, всем им головы поотрывала, руки-ноги повыдёргивала. Шахром рисовал одни кресты. Закатывал глаза, бился головой об стену и молчал (после обследования выяснилось, что есть небольшие отклонения, но все - на социальном уровне). Он находил где-то ножницы, гвозди и под подушку прятал.

- Я думаю: так не пойдёт, это он всю жизнь будет от кого-то защищаться, - рассказывает Светлана Викторовна. - Взяла варежку старую, говорю, ну пойдём, дружок, подарок тебе сделаем. И он сидел со мной рядом, а я пришила пуговицы на варежку – ротик, носик, глаза. И говорю: вот тебе теперь охранник будет. И он с этой варежкой под подушкой года два, наверное, спал.

Преодоление барьера

Преодолеть барьер между детьми и социумом - такую цель поставила перед собой мать и шаг за шагом продвигалась к ее достижению. Конкурсы, фестивали, спектакли. Где-то ребенок стишок рассказал, где-то песенку спел… Дальше – больше. Свозить в Сургут, где есть музеи, кинотеатры, цирк приезжает. Посетить церковь. Поучаствовать в районных мероприятиях.

Постепенно детские сердца оттаивали. Тахмина начала играть в куклы, а сейчас у неё есть собачка Матильда, о которой девочка заботится. Животных дети больше не обижают.

- Замечательные дети! Умеют практически всё, - говорит счастливая мама. - Тахмина в национальном ансамбле танцует и первая помощница на кухне - салаты делает. Единственное, я их ещё не научила на коньках кататься. Зато на лыжах мы ходим. А летом мы и картошку вместе сажаем, и в лес по грибы-ягоды ездим.

Из поколения в поколение…

Своих старших детей Светлана Викторовна воспитывала так же, у неё и сегодня доверительные отношения и с сыном, и с дочкой, с которой общаются, как подруги. Казалось бы, откуда у обычной женщины, окончившей сельскохозяйственную академию, столько житейской мудрости, терпения и верного подхода к воспитанию детей? Всё очень просто: из семьи, традиции передавались из поколения в поколение.

- У нас семья была хорошая, - делится Светлана Лисовиченко. - Мама никогда на нас голос не повышала. Её уже давно нет с нами, а вот папа жив, он и сейчас ещё держится молодцом, жизнерадостный, всюду участвует, и мне с ребятнёй хорошо помогает, и на рыбалку с ними ездит, и поёт, и пляшет. Бабушка с дедушкой тоже были такие. В Таджикистане дедушка служил начальником железнодорожного вокзала, а бабушка работала заместителем начальника милиции. Дом у нас был огромный, с бассейном. Все родственники собирались за общим большим столом, с пловом, арбузами, вино пили, разговаривали, плясали…

Эта традиция – собираться всем вместе за большим круглым столом - живёт и в семье Лисовиченко. Праздники и дни рождения они встречают вместе. Приезжают старшие дети, приходит сестра со своей семьёй. Вот только спиртного у них ни капли нет – за чаем с тортом общаются, обсуждают насущные вопросы. Светлана Викторовна признаётся, что этот главный опыт – решать все вопросы вместе - она переняла из того, прошлого, времени. Родилась и новая традиция: запечатлевать на память мгновения жизни и обязательно печатать фотографии и хранить их в альбомах, потому что компьютер – штука для хранения ненадёжная. И ещё одна: путешествовать! Уже побывали на Кипре и в Тунисе.

Генетика не причём

Сиротство – бич нашего времени. Проблему пытаются решать на государственном уровне, для этого создана система замещающих семей. Многие сегодня берут на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но порой приёмные родители не справляются со своими обязанностями и отказываются от детей, ссылаясь на плохую наследственность и невозможный характер. А, может, дело в другом? В том, что не смогли подобрать ключик к маленькому человеку, не сумели найти нужные слова, не хватило терпения, теплоты, любви…

Что дети не рождаются плохими и генетика здесь не причём, доказывает своим примером Светлана Викторовна Лисовиченко. Это не социальная среда ломает и коверкает детские души, либо возвышает их и делает мир вокруг прекрасным, а самое ближайшее окружение – СЕМЬЯ.

Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.

Подпишись на канал,
чтобы не пропустить новые публикации